Мф. 3,13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22.
Крещение, или Богоявление – праздник, установленный в воспоминание Крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.
Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя людям открылась великая тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне, Бог Сын крестился в священной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты.
Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами.
Креститель Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить, то есть погружать в воду, иудейский народ в знак покаяния. Христос принял Крещение не потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь вместе с грешными людьми, Он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.
По совершении Крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним Небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с Неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасения человеческого рода, о чем вспоминает Церковь во время праздника Крещения Господня.
В воспоминание этого события Церковь ежегодно совершает великое освящение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной литургии.
Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью как один из великих праздников 19 января (6 янв. по старому стилю). Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник по древней благочестивой традиции в этот день после праздничной Литургии совершались Крестные ходы на реки, водоемы и водные источники с совершением Великого Чина освящения воды.
Существует ошибочное мнение, будто бы освящаемая в эти дни вода различна. На самом деле освящение воды в обоих случаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодатность освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.
Крещенская вода называется агиасмой, что в переводе с греческого языка означает святыня. Благочестивые люди бережно сохраняют ее в течение всего года, пьют её и окропляют жилища.