Требы

izobrazhenie_208

Требы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся:

  • таинства – крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание,
  • церковные обряды – отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины, оружия, церковных предметов (икон, крестиков, образков) и пр.
  • другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

 

Молебен – это богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Молебен может быть:

  • благодарственный за получение от Бога милости,
  • об исцелении больного;
  • перед учением;
  • перед путешествием;
  • о благополучном разрешении от бремени (перед родами);
  • о благополучном исходе хирургической операции.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; преподобному Сергию Радонежскому лучше всего заказать молебен, если вашребенок не хочет делать уроки и плохо учится; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она – наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых

  • водосвятный и новогодний;
  • во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе);
  • при стихийных бедствиях,
  • в нашествии иноплеменников,
  • при эпидемиях,
  • молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства;
  • торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово.

Молебны могут совершаться в церкви после литургии, а также в любом общественном или частном помещении. Молебен бывает простой, водосвятный (т.е. с освящением воды) или с акафистом.

Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение – молитва о болящих и служение молебнов по обету).

 

Освящение

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения – яблоки и другие фрукты.

Освящение пищи

Существует чин освящения дома, после совершения которого в жилище воцаряется особая, благодатная атмосфера.По просьбе прихожан священник может освятить загородный дом, городскую квартиру, машину, магазин, офис и т.д. Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время. Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие.

Ангел-хранитель жилища

Мой дом — моя крепость?

Об освящении жилища

Водоосвящение – освящение воды, совершаемое священником (или архиереем.) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день.

 

Отпевание – богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Отпевание совершается в храме Божьем после смерти и подготавливает душу человека к тем мытарствам, которые она должна будет пройти. Отпевание может быть очное или заочное. Зачастую одного только отпевания недостаточно. К сожалению, большинство людей настолько грешны, что требуются постоянные молитвы живых родственников и близких, чтобы облегчить усопшей душе переход в мир иной.Отпевания совершаются только по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи.

После того, как тело предается земле, совершается поминовение в церкви (на 3-й, 9-й, 40-й дни):

— на третий день поминовение совершается в честь воскресения Христа и Святой Троицы;

— на девятый — в честь 9-и ангельских чинов, являющихся слугами Спасителя и молящих его о помиловании усопшего;

— в сороковой день поминают усопшего в память сорокадневного плача израильтян о кончине пророка Моисея;

Затем поминовение усопшего принято совершать в годовщину его смерти.

 

Панихида (греч.всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.

Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

Панихида служится перед кануном – особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Завершающая часть панихиды называется литией. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.

 

Сорокоуст

Сорокоуст позволяет подавать записки на сорок дней, в отличие от поминовения на год. Сорокоуст и поминание (упоминание) можно подать и за живых (за здравие), и за усопших. В этом случае за наших близких молится священник храма и поминает их имена на богослужении.

Почему число сорок? Потому что оно знаменательно и часто встречается в Святом Писании. 40 лет скитался иудейский народ в пустыне. 40 дней постился пророк Моисей. 40 дней после Своего Крещения провел в пустыне Иисус Христос. 40 дней после Своего Воскресения Спаситель преподавал Апостолам тайны Царства Божьего. Как писал св. Симеон Солунский, сорокоуст совершается еще и в воспоминание события Вознесения Господня, которое произошло на сороковой день после Его Воскресения, с тем, чтобы и усопшие, «восстав из гроба, вознесся в сретение, то есть навстречу». Ну а обычай оплакивать усопших 40 дней узаконили в Церкви первые Апостолы. С тех пор Церковь, следуя традиции, возносит в течение 40 дней свои молитвы к Богу и за живых, и за усопших. Вот так и получается, что заказывая сорокоуст для совершения каждодневной церковной молитвы, все люди, поминавшиеся в них, в том числе и усопшие, тоже участвуют в литургии. И это, может быть, для них более полное участие в Божественной жизни. Потому что усопшие, даже отойдя от нас и находясь в земле плотью, а у Господа – душой, вовсе не исчезли. Они все так же живут невидимой для нас духовной жизнью. А значит, и молятся о нас, живых.

 

Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время. Сорок дней молитвенного поминовения в храме могут быть не связаны с сороковым днем после смерти человека.

Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

 

Сорокоуст о здравии

Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных.

 

Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресение), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. Сорокоуст «О здравии», заказывают не только за здоровье наших близких, особенно о тяжелобольных, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

Впишите всех, кому Вы желаете здравия, спасения и благоденствия.

Помогите близким своим силой христианской любви и Церковного поминовения!

Простые и заказные записки

Записки бывают простые и заказные, о здравии и об упокоении. Записки подаются перед литургией. За людей, чьи имена внесены в эти записки, в течение службы священник молится несколько раз. Разница состоит лишь в том, что имена, значащиеся в заказных записках, батюшка оглашает громко, стоя перед престолом. Это происходит после чтения Евангелия. В то же время, во время больших церковных праздников записки громко не читаются, а произносятся тайно, в алтаре.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), – это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

 

Поминовение на Божественной Литургии

 

Поминовение на Проскомидии (о здравии или о упокоении) – это то же самое, что и заказная записка. За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов. О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии это наибольшее благо для тех, кто нам дорог. Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются. Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная). Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный». Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее – «о здравии» или «о упокоении».
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
  6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет – отроком (отроковицей).
  8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  9. Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
  10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
  11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
  12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

 Божест литургия

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

(Spamcheck Enabled)