Роль воскресной школы

Все чаще молодые родители, приходя в храм, спрашивают о воскресной школе, о режиме работы школы и о учебном процессе.

И сегодня я попробую раскрыть роль и задачи воскресной школы при православном храме.

Воскресные школы существовали и до 1917г., после которого в нашей стране изменился политический строй, и церковь оказалась под запретом.

Только не путайте воскресную школу с церковно – приходской, т.к. последняя – это школа с шестидневной учебной неделей, аналог современной начальной школы. Обучение в церковно – приходской школе было раздельным для девочек и мальчиков. Детей обучали арифметике, письму, чтению, при этом значительная часть времени уделялась изучению Закона Божия, Священного Писания (преподавать его имели право только священнослужители). Такая  школа для девочек существовала и у нас, на железнодорожной слободе, до 1917 г.

Воскресные школы для детей и взрослых появились уже в 20 веке, но с 20х по 90е годы 20 века они, как и Православная Церковь, были под запретом. И только в конце 90х годов 20века, когда была разрешена деятельность Православной Церкви и началось возрождение церковной жизни, постановлением Архиерейского Собора начались открываться воскресные школы при храмах.

Как в благочестивой семье добрые родители заботятся о своих детях: учат их, воспитывают, так и члены прихода не могут не заботиться о воспитании, обучении и, главное, воцерковлении детей.

Собственно, воскресная школа это и есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей.

Следовательно, воцерковление детей, т.е. приобщение, вживание в приходскую  общину —  главная задача преподавателей школы.

Но как этого достичь? Ведь на этом пути нельзя расставить «указатели»: сделаем это, научим тому. Здесь другое, здесь Божий Промысел о каждом ребенке.

За 8 лет работы нашей школы у нас выработались следующие направления:

1. Участие в Божественной Литургии.

Детям сложно простоять 3 часа на службе, и поэтому учащиеся школы приходят к моменту начала Литургии верных, важнейшей части Богослужения, что дает возможность духовно подготовиться к таинству Причащения.

Роль Воскресной школы1

 

2. Изучение вероучительных предметов на протяжении 6 лет: Священная История, Закон Божий, Православный Катехизис, Литургика, История Церкви (первые два года в младшей группе подготовительный курс).

Роль Воскресной школы2 Роль Воскресной школы3

3. Обучение детей церковно – славянскому языку, церковному пению, православному этикету.

Роль Воскресной школы4

4. Краеведческая работа, которая осуществляется индивидуально с отдельными детьми старшей группы (сбор материала об истории храма,  церковнослужителях  и святынях нашего храма, монастырях Приморья).

Роль Воскресной школы5 

5. Участие авторов этих исследовательских работ в мероприятиях городского и краевого уровня, что значительно повышает их статус в глазах одноклассников, родителей, преподавателей общеобразовательных школ.

 Роль Воскресной школы6
6. Паломнические поездки, расширяющие представление детей о святынях православного Приморья.
Роль Воскресной школы7 Роль Воскресной школы8

7. Подготовка и участие в православных праздниках.

Роль Воскресной школы9 Роль Воскресной школы10

Роль Воскресной школы11

8. И, конечно, участие в торжественных службах, крестных ходах, концертах на выезде.

Роль Воскресной школы12 Роль Воскресной школы13

Очень важно, чтобы школа была привлекательна для детей через благословение священника, любящих преподавателей, совместную трапезу после занятий, поздравлением с днем Ангела, участием в благотворительных акциях, а для родителей — своей воцерковленностью, престижем, возможностью приобщить бесплатно ребенка к христианской культуре.

Хотелось бы сказать несколько слов о педагогическом потенциале церковных обрядов. Все мы знаем, что обряды не спасают сами собой.

Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно имеет проявление благочестия внутреннего. Но, с другой стороны, внешнее влияет на внутреннее и, когда ребенок по примеру взрослых, по простоте, целует икону или зажигает свечу или кланяется, душа его подстраивается под тело, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают ребенку настроится на молитву.

К тому же, церковный обряд имеет еще и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, ребенок узнает, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто на ней изображен. А когда ребенок целует благословляющую руку священника, он узнает даже без объяснения, что батюшка – значительное лицо.

Приобщая детей к церковным обрядам, мы тем самым ненавязчиво, но эффективно способствуем укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин.

На каждом занятии преподаватели вероучительных предметов напоминают о важности ежедневного чтения Священного Писания (но не сказочной Детской Библии) хотя бы в небольшом размере.  Слово Божие ложится в сердце ребенка как семя, и при должном уходе родителей прорастет и даст плоды.        Таким плодом для нашего прихода стал выпуск 15 учащихся в мае этого года.

И все же не все дети, пришедшие к нам, остаются в школе или на приходе после окончания школы. Нам не дано знать Промысел Божий о каждом из них. Но нужно полагаться на Бога, нужно молиться о них Господу. И для преподавателей работа с детьми в воскресной школе является внешним проявлением сердечной молитвы за них. Только сердечное обращение к Господу поможет подростку стать на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную.

Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? На этот вопрос каждый из нас ответит сам. Но мы должны помнить, что наши дети находятся большую часть времени в опасном окружении, при этом они душевно слабы и духовно не вполне определились. И поэтому родителям и преподавателям нужно буквально их вымаливать.

Господи милосердный, услыши наши молитвы!

Руководитель воскресной школы
Андрейкина Надежда Федоровна

.Роль Воскресной школы14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

(Spamcheck Enabled)