Мф.21, 1-11;Мк.11, 1-11;Лк.9, 29-44; Ин. 12, 12-19.
За неделю до Святой Пасхи Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение. Это событие описывают все четыре евангелиста как одно из главных в земной жизни Спасителя.
Наступали последние дни земной жизни Господа. Приближалось время, когда Единородный Сын Божий, пришедший в мир ради спасения грешных людей, будет предан позорной и мучительной казни — распятию на кресте, как один из преступников.
Но прежде совершения сего великого и спасительного для нас Таинства, Господь благоволил явить в последний раз славу Свою как обещанный пророками народу еврейскому Мессия, как Царь не только Неба, но и земли.
Незадолго перед этим Господь сотворил одно из величайших чудес Своих: воскресил из мертвых Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе. Новость о произошедшем чуде воскрешения человека, пробывшего в гробнице четыре дня, мгновенно разнеслась по иерусалимским пределам. Приблизившись к Иерусалиму, к селению Висфагия, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: «Идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей не садился; отвязавши его, приведите. И если кто скажет вам: «Что вы это делаете?», отвечайте, что он надобен Господу».
Ученики пошли и исполнили все, что сказал Господь. Приведя молодого осла, они покрыли его своими одеждами, и Господь сел поверх их. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к навстречу Человеку, который, как они узнали, воскресил четверодневного Лазаря. Весь народ радостно восклицал:
«Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! (достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Осанна в вышних!» (Спасение в вышних!).
Люди срезали зеленые пальмовые ветви и постилали их вместе со своими одеждами под ноги Въезжавшему в Святой град – так в Древнем Израиле встречали только царей и победителей. Но не для славы пришел Господь накануне еврейской Пасхи в Иерусалим, а для того чтобы претерпеть Крестную смерть для спасения людей.
Так совершился торжественный вход Господень в Иерусалим. Это событие имело глубоко поучительный смысл и значение как для самих современников Господа, так и для нас — христиан, несмотря на то, что нас отделяют два тысячелетия от того момента, когда славный Царь Израилев с торжеством вступил в Иерусалим. Для современников Господа вход Его был поучителен потому, что Господь явил Себя при вшествии в Иерусалим как Мессия, как славный Царь Израилев.
Не менее поучителен и для нас вход Господень в Иерусалим по своему символическому (преобразовательному) значению, И теперь, две тысячи лет спустя, мы, христиане, с зеленеющими ветвями верб (ваиями) и со свечами предстоим в церкви Господу и в радостном чувстве взываем: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»
Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем.