Когда по прошествии одиннадцати лет пребывания в Соломоновом храме Пресвятой Деве исполнилось четырнадцать лет, архиерей и священники стали говорить Ей, чтобы Она, по обычаю Закона, переселяясь из храма в дом, подобно другим девицам Ее лет вышла замуж. Но Она сообщила им о Своем обете навсегда посвятить свое девство Богу. Архиереи удивились необычности сего обета, так как по Закону Моисееву всякая девица должна была выйти замуж. Поэтому они недоумевали, как Богу угодно устроить Ее безбрачную, девическую жизнь, так, чтобы не прогневать Бога. И вот, приступив к Кивоту Завета и сотворив усердную молитву, они получили ответ от Господа: искать такого достойного мужа, коему бы могла быть вверена Дева под видом и образом супружества для хранения непорочного девства. Относительно же того, как найти такого мужа, совет Господень был таков: из дома и племени Давидова избрать безбрачных мужей и положить их жезлы (палицы) в алтаре, — чей жезл расцветет, тому святая Дева и должна быть вверена.
В то самое время наступил праздник Освящения храма. Первосвященник Захария, собрав двенадцать безбрачных мужей из племени Давидова, — среди которых был и Иосиф, муж праведный и уже преклонных лет, — взял жезлы их и положил на ночь во святом алтаре, говоря: «Господи Боже, яви мужа, достойного обручиться с Девою!» Наутро, когда священники вместе с двенадцатью теми мужами вошли в храм, жезл Иосифа был найден расцветшим, и на нем сидела слетевшая свыше голубица. Тогда все познали благоизволение Божие, чтобы Дева была вручена на сохранение Иосифу.
После совершения обручения святый Иосиф взял Пречистую Деву из рук Первосвященника из храма Господня для чистого и непорочного сожития. И был Иосиф только мнимым Ее мужем, а в действительности — целомудренным хранителем Ее девства и служителем Ее девического жития, исполненного великой святыни.
Живя в доме своего обручника, Пречистая Дева не изменила прежнего образа жизни, какой Она имела во Святая Святых. Дом Иосифа был для Нее как бы молитвенным храмом, из которого Она никуда не выходила, но всегда пребывала в нем в уединении, посте и молчании, беседуя только со Своими домашними — с дочерьми Иосифа.
После четырехмесячного пребывания Пречистой Девы в доме Иосифа наступил час воплощения Бога-Слова — час от веков вожделенный для всего мира, в который началось наше спасение. И послал Бог Архангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.
Ангел явился в дом праведного Иосифа в Назарете, когда Мария читала Священное Писание и, вошедши к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа), Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!»
Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца».
Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что все это совершится силою Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Тогда Мария со смирением сказала: «Я — раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и выразила готовность послужить спасению людей.
Праздник Благовещения — один из самых великих праздников. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.
Благовещение Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православной Церковью 7 апреля (25 марта по старому стилю). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 7 января (25 декабря по старому стилю), когда совершается празднование Рождества Христова.