Рождение Пресвятой Богородицы было отмечено рядом ветхозаветных предсказаний и чудесных событий, поскольку Ей была отведена важная роль в истории спасения человека.
Священное писание доносит до нас описание жизни благочестивой иудейской супружеской пары в Назарете — святых праведных Иоакима и Анны, у которых до преклонных лет не было детей. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что от его потомства произойдет Спаситель Мессия. Бесплодие в то время считалось знаком наказания божия.
Потому и благочестивые Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Им приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Однажды, когда, согласно Закону Моисееву, Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным. Со стыдом и печалью Иоаким ушел в горы и молился. Слезно молилась и Анна. В ответ на их молитву им было откровение о рождении у них дочери, которая будет самой прославленной и возвеличенной Богом. Обрадованные супруги в знак благодарности дали обещание посвятить дитя Богу. Вскоре у них родилась дочь, и назвали Ее Марией, что в переводе означает «госпожа».
Дева Богородица родилась из рода архиерейского. Отец ее, святый праведный Иоаким, был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына царя Давида Нафана, а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова. Таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери — архиерейского. Но родители Пресвятой Богородицы более были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Но в рождестве Пресвятой Богородицы благородство царского и архиерейского происхождения заслужило еще большее почтение от целомудрия святых Ее родителей, ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше всякого благородства.
Местом, где родилась Преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской Назарет; наименование это означает — цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место, и все это ясно прообразует Пресвятую Деву. Помня о своем обещании принести в дар Богу рожденного младенца, родители берегли Деву Марию как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Поэтому они воспитывали Ее с такой тщательной осмотрительностью, какая подобала Той, Которая должна была стать Матерью Спасителя нашего.
Значение этого праздника состоит в явлении Преблагословенной Девы, через Которую человечество обрело Спасителя мира — Христа, родившегося от Нее.
Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью как один из великих праздников 8 сентября (21 сентября по новому стилю).