Вернуться к Православное воинство

Стратегия развития русского военного духа

Нынешний год в августе и сентябре-месяце для воинских соединений и объединений Восточного военного округа явился особенно значимым и ответственным, ведь это был своего рода смотр боевой выучки слаженности частей и подразделений. В этот период по указанию руководства страны и Министерства Обороны проводились стратегические командно-штабные учения «Восток – 2014». Проводились эти учения и в частях 5-й Общевойсковой Армии, командование которой с большой скурпулезностью и ответственностью готовилось к проведению этого важного мероприятии, целью которого явилось всемерное повышениебоевой готовности. Ведь наши военачальники в современных условиях прекрасно понимают ту мудрость, которая заложена в словах афоризма: «Хочешь мира? Готовься к войне». Сегодня эти слова можно перефразировать так: «Хочешь мира в России? Создавай сильную Российскую армию». Все мы знаем и, особенно в сегодняшних геополитических условиях, что у России только два союзника – армия и флот. А врагов – не счесть. Враги хитры и коварны. С ними никак нельзя договориться о мире. И они, как правило, сваливают всю ответственность за напряженность в мире  с «больной головы на здоровую». И получается, что Россия кругом виновата. Творцы мировых катаклизмов признают лишь грубую силу, ибо такова природа зла. Зло боится только силу и, поэтому «добро должно быть с кулаками».

Всякая война имеет духовно-нравственные причины. А именно – одни солдаты идут воевать, чтобы война в мире была постоянно, а другие идут на войну, чтобы ее не было. И вот эти-то солдаты, идущие тушить пожар мировой войны встречным палом – это воины Христовы, воины Святой Руси, совершающие дела Божии на нашей грешной земле. Так было в средние века, когда русские воины защищали Европу от монголо-татар. Это было в 1812-1814 годах, когда русские воины защитили мир от орд Наполеона. Это было в 1941-1945 годах, когда русские воины спасли мир от кровожадных сатанинских гитлеровских орд.

Русские воины смерти не боялись, потому что их умы и сердца были пропитаны Евангельскими словами: «Нет большей любви, чем та любовь, когда душу полагаешь за любимых своих». Однако, без истинной веры во Христа, сказавшего эти Слова, невозможно исполнить сказанное Христом. Ведь наши отцы, деды и прадеды побеждали, потому что постоянно молились ко Господу о даровании победы над врагом. Они ежесекундно видели Бога перед собой и не гневили Его, а поступали строго по совести. Ведь исторический путь России недвусмысленно подсказывал выход современным военачальникам о том, что возвращение к тысячелетним духовным и нравственным истокам, возвращение к Православию. При всем уважении к другим традиционным для России конфессиям я глубоко убежден, что только христианские нравственные ценности, пропитавшие саму ткань бытия  нашего народа смогут кристаллизоваться в столь необходимый  для нашей страны на сегодняшний день единственный идейный стержень. Это то крепкое звено цельной цепи, ухватившись за которое мы сможем вытащить всюгосударственнообразующую цепь из дурно пахнущего болота либерализма. Связь Церкви и армии в России всегда была органичной и непоколебимой. Русское войско держалось на двух китах: железной дисциплине и твердой вере. Вера давала возможность русскому солдату воевать не за страх, а за совесть. Содержание этой солдатской веры общеизвестно в трех словах: «За Веру, Царя и Отечество». Эти три идеи были нераздельно связаны Православием: вера православная, Царь православный, земля отеческая —  тоже православная. Поистине религиозность народов России была одним из факторов бесстрашия и побед ее армии.

Поэтому сейчас, когда при решении мировых политических вопросов, все больше в цене сила, самое время вспомнить и взять на вооружение пример служения Отечеству гениального русского полководца А.В. Суворова, которого современники называли русским архистратигом.Его деятельность по духовно-нравственному воспитанию солдат уникальна, если вспомнить результаты суворовскихсражений.

Сегодня кажутся невероятными победы над противником, имеющим численное преимущество в 2-3 раза, располагающим в достатке оружием и боеприпасами, имеющим надежный тыл. Но у христолюбивого воинства русского под руководством А.В. Суворова таких побед было немало. Весь образ служения генералиссимуса Суворова строился на укреплении религиозно-патриотических чувств в солдате. Во главу «науки побеждать» он поставил духовно-нравственное воспитание, основанное на православных традициях нашего Отечества. Воинское, физическое и другие виды воспитания стояли у него на втором и третьем местах и были успешны лишь в связи с религиозным воспитанием.

Об источнике солдатского мужества Суворов говорил так: «Один десятерых своей силой не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому». «Секрет» невиданных воинских успехов А.В. Суворова был не только в том, что он смотрел на религиозно-патриотические чувства как на средство воспитания солдата. Горячая, искренняя вера была образом его собственной жизни, чего не могли не ощутить находящиеся под его командованием воины.

Будучи человеком строгой нравственности, он свято чтил добрые обычаи предков, не стеснялся даже в высшем свете, пораженном либеральными идеями, своей искренней, горячей веры: он непременно крестился, проезжая мимо храмов, входя в дом, садясь за стол, клал земные поклоны перед иконами, строго соблюдал посты. День его начинался и заканчивался молитвой. Полководец любил церковные службы, сам пел на клиросе, немало личных средств тратил на содержание и строительство церквей. И это было не внешнее, а глубинное, истинное благочестие, поскольку в жизни своей – строгой, аскетической, чуждой роскоши — Суворов жил по заповедям Христа. Молитва была душой его жизни. «Все начинается с благословения Божия и до издыхания будешь верен Государю и Отечеству» — это слова из его завещания потомкам. Убежденный, что молитва, привлекая помощь Божию, много укрепляет человека и сильно поднимает его дух. Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Перед битвой, помолясь Богу и благословив всех, он крепко, но сильно напоминал обязанности к Богу, к Государю и Отечеству.

Особой торжественностью отличались богослужения после победы. Каждую победу, каждую удачу Суворов приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими. По убиенным воинам после сражения служились в присутствии Суворова и всех офицеров панихиды, после которых он в назидание живым воинам нередко говорил словав память о погибших.

Нам сегодня, в период хулы на армию, на ее боевой дух, очень важно осознать источники мужества и непобедимости наших предков. Чрезвычайно важно также осмыслить глубочайший, горячий, живой  патриотизм Суворова, который внушал своим солдатам любовь к Родине и не скрывал, что гордится тем, что он русский. Его девизы, ставшие воинскими заветами, укрепляли духовное достоинство солдат: «русские не сдаются», «русские не отступают», «отступления не будет».

Суворовская «наука побеждать» относится к наиболее ярким шедеврам не только отечественной, но и мировой военной науки. Аналогов ей не было ни в одной армии мира.

Труд великого русского полководца в своей философской основе исключительно точно отражает христианские, нравственные истоки воинского духа русского воинства. А именно они рождали суворовских «чудо-витязей» — офицеров и «чудо-богатырей» — солдат для победных сражений во славу Веры, Царя и Отечества.

Главная идея обучения и воспитания воинов отражена в следующих поученияхСуворова: «Войско необученное, что сабля неотточенная! Дух укрепляется  в Вере Отеческой, православной, безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Своих чудо-богатырей великий полководец наставлял так: «Молись Богу, от него победа! Все начинается с благословения Божия, и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».

Суворов учил, что для воина великая честь отдать жизнь на поле брани за православное Отечество. Он учил солдат не бояться смерти, потому что душа у человека бессмертная, и если жизнь отдана «за Веру, Царя и Отечество», то душа сразу же возносится в Царство Небесное. «Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал». «Помилуй, Бог! Мы русские – Богу молимся: Он нам помощник; Царю служим – он на нас надеется и нас любит, и нас наградит…Кого из нас убьют – Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы – нам честь, нам слава, слава, слава!»

Любому воину, участвующему в боевых действиях, многократно приходится «смотреть смерти в лицо». У христолюбивого воина в таких случаях нет причины для страха. Для него примером подражания является Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери, прощаясь с учениками Он сказал им: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас…» (Ин.13,34). А все христиане знают, как возлюбил людей Христос – Он отдал за нас Свою жизнь. И если воин отдает свою жизнь на поле боя, то он заслуживает самой высокой награды. Именно об этом сказано устами Христа, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15,13)».

Представление о душе человеческой, о том, что она бессмертна, заложенное верующим христианинам с детства, А.В. Суворов укоренял в своих воинах. Эти знания укрепляли их веру и воодушевляли на бессмертные подвиги.

«Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства, — писал русский православный философ Иван Ильин – а русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-этическое испокойное восприятие смерти – и на одре болезни, и в сражении, и которое было отмечено не раз в русской литературе».

Нынешняя армия все больше подходит к тому, что невозможно воспитать полноценного воина без христианского мировоззрения. Ведь современная война – это война большей частью информационная, этническая, экологическая, криминальная и идеологическая. И в такой-товойне без истинного идеологического стержня мы проигрывали больше всего. Идеология Запада (оторвись и возьми от жизни все, и ничего не дай взамен) порабощает нашу молодежь. И такая молодежь становится неспособной достойно служить Отечеству. Что мы можем противопоставить идеологии Запада,  кроме ценностей Православия и патриотизма? Да, ничего. Вот поэтому мы, пастыри РПЦ МП, убедительно просим и взываем к душам российских солдат и офицеров: не поддавайтесь сладкой песне западной «птицы счастья». Бойтесь быть убитыми душою от идеологических пуль. А в реальном бою – Бог вам защита. В мирное же время возгорайтесь духом за любовь к Родине. И один только вид ваш страшен будет врагам России.

Сегодня мы все больше убеждаемся в том, что наше прошлое, особенно связанное с воспитанием воина-защитника Отечества, – уникально и не имеет аналогов в мире. Не мы должны учиться у Запада тому, как надо воспитывать личный состав Вооруженных Сил, а они —  у нас, исследуя богатый военно-исторический опыт воспитания солдат – генералиссимуса А.В. Суворова, адмирала Ф.Ф.Ушакова, адмирала П.С. Нахимова, фельдмаршала М.И. Кутузова, генерала М.Д.Скобелева и других полководцев.

Опыт религиозно-нравственного воспитания воинов Русской армии нельзя вычеркнуть из нашей жизни. Ее важнейшими элементами – говорится в учебном пособии по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил РФ, — были Священное Писание, институты военного духовенства, богословские идеи о вероучении, государстве, морали армии, воспитательная работа церковно-приходских школ, церковных библиотек и др.

Пять лет назад, 21 июля 2009 года, Президент РФ принял решение о возрождении в Вооруженных Силах России института военного духовенства. Согласно Положению о военном духовенстве РПЦ в РФ Русская Православная церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве. Военные священникипризваны воспитывать в военнослужащих дух взаимопомощи и братской поддержки. Военное духовенство РПЦ составляют штатные и внештатные военные священнослужители.

В частях и соединениях 5-й Общевойсковой Армии уже длительное время пастырское окормление и религиозное просвещение военнослужащих ВС осуществляется внештатными священнослужителями. Командующим  5-й Общевойсковой Армией генералом-майором Салминым А.И. и  Высокопреосвященным митрополиом Владивостокским и Приморским Вениамином подписано соглашение о сотрудничестве между Владивостокской епархией и Командованием 5-й Общевойсковой Армии по вопросу духовно-нравственного воспитания военнослужащих и членов их семей. Правящий архиерей  благословил ряд священнослужителей Епархии нести послушание внештатной помощи командирам  соединений 5-й Армиипо работе  с верующими военнослужащими. Согласно благословению правящего архиерея в их обязанности входит духовно-нравственное окормление военнослужащих.

Круг обязанностей военных священников не сводится только к религиозному воспитанию и включает в себя формирование духовных качеств военнослужащих, их взглядов и настроений, нравственного облика. Как правило, они выполняют в войсках следующие задачи: выступают в роли советников и консультантов командиров и штабов по вопросам религии и морально-боевого состояния личного состава с точки зрения воздействия религии; оказывают помощь командирам  в воспитании подчиненных  в духе патриотизма, долга и чести, верности традициям, проводят беседы с военнослужащими по вопросам службы, быта, морали и религии; обеспечивают надлежащее отправление религиозных обрядов, ритуалов и таинств; организуют проведение в частях и подразделениях церковных праздников; совершают торжественные службы в дни национальных и военных праздников, церемонии освящения оружия и военной техники; оказывают активную помощь командному составу в борьбе с различными негативными проявлениями в армейской среде (правонарушения, наркомания, алкоголизм и т.п.); осуществляют моральную поддержку  военнослужащих и членов их семей, посещают больных, заключенных, равно как и обычных прихожан; поддерживают связь с местными религиозными и благотворительными организациями; дают консультации по вопросам местных религий и культов в районах дислокации войск и другое.

Во исполнение Указаний вышестоящего руководства в период проведения учений «Восток 2014» заместитель командующего 5-й Общевойсковой Армией по воспитательной  работе полковник Карнажицкий Н.В. организовал взаимодействие со священнослужителями на развертывание полевых православных храмов и походных пунктов по работе с верующими военнослужащими иных конфессий.

Христианин призван обращаться к Богу, возносясь к Нему молитвой, где бы он не находился – в казарме, в пути, в храме, на полигоне.  Храм есть великое и святое место, где особым образом присутствует Сам Бог. Это больница, лечебница, исцеляющая человека. Врачевство душ – самое главное дело священника. Конечно, совершая его, можно заниматься и другими делами: участвовать в решении земных проблем, заниматься благотворительностью, подавать милостыню и тому подобное. Однако главным занятием священника остается духовное врачевание человека.

Это исключительно человеколюбивое дело, ибо оно имеет вечные следствия. Какой прок интересоваться земными нуждами и оставаться равнодушным к своему вечному будущему? Обмирщенная Церковь перестает быть Церковью Христовой. Ведь человек сотворен Богом не для того, чтобы его жизнь исчерпывалась лишь этим преходящим миром. Жизнь человека продолжается и в ином вечном мире. И Церковь обязана заботиться о целом человеке, состоящем из души и тела.

Некоторые люди осуждают Церковь за то, что она равнодушна к нуждам общества и не совершает каких-либо общественно-полезных дел. Конечно, никто не станет противоречить, что и на эти нужды Церковь должна простирать свою деятельность. Но здесь уместно поставить следующий вопрос. Разве для общества смерть не представляет собой проблемы? Мало того, что каждого из нас удручает неизбежность собственной смерти, которую мы носим в себе с самого рождения, так что кажется, что и рождаемся мы только для того, чтобы умереть.

Но ведь и смерть любимых нами людей, приносит нам неизмеримые душевные муки. Так неужели смерть не представляет собой ни личной, ни общественной проблемы? Вот Церковь и занимается этой страшной проблемой и помогает человеку преодолеть ее через жизнь во Христе.

Церковь непрестанно занимается духовной «терапией» человеческого ума и человеческого сердца. Духовно здоровый человек миролюбив, искренен, бескорыстен. Как следствие, он – добрый семьянин, хороший гражданин, защитник Родины и тому подобное. Поэтому как больница продолжает свою работу во время различных общественных потрясений, так и Церковь, несмотря ни на какие потрясения, должна не забывать своего важнейшего «терапевтического» служения и лечить людей в духовном и нравственном отношении.

Живя храмовой жизнью, мы должны лечиться, пользуясь предлагаемыми ею лечебными средствами – таинствами и подвигом, — чтобы уже здесь и сейчас, но главным образом тогда, во Второе Христово Пришествие, благодать Божия действовала в нас как свет и спасение.

Преподобный Серафим Саровский в беседе с учеником своим Н. Мотовиловым о смысле  и цели христианской жизни, которая состоит в стяжании Святого Духа или, что тоже, в Богообщении, указывал на молитву как орудие стяжания Духа Святого.

«Конечно, всякая добродетель, — говорил он, — творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в наших руках как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо нечего дать; захотели бы вы девство соблюсти, да по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которые вы по человеческой немощи  противустоять не можете, сил нет этого исполнить; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать неможно. А до молитвы это уж никак не относится, но всякому и всегда есть возможность (ее творить) – и богатому и бедному, и знатному и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику… Велика сила молитвы (даже и грешного человека). И молитва более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять». Итак, молитва есть источник нашего спасения: ею мы входим в общение с Богом, и Бог вселяется в нас Своей благодатию, сообщает нам Свои благодатные дары и помощь. Молитва есть средство для привлечения и рука для принятия  всех благодатных даров, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией. Она – златая связь человека-христианина с Богом – Источником жизни и бессмертия. Кто в настоящей жизни не любит молиться и не молится, тот постоянно все более и более охладевает к Богу, отдаляясь от Него своим расположением, теряет вкус к духовному, погружается в чувственность, духовно мертвеет, становится рабом страстей, стоит на пути к полной духовной смерти. Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом. Не любить молиться — значит не любить Самого Бога. Душа же, любящая Бога, беспрестанно стремится, жаждет беседовать  с возлюбленным ею Создателем. «Молитвенный подвиг, — говорит преп. Иоанн Лествичник, — показывает боголюбивых».

Вследствие такого важного значения молитвы, она в слове Божием и в писаниях святых отцов заповедуется как главная и непременная обязанность христианина. Сам Господь оставил Своим последователям образец истинно христианской молитвы «Отче наш», образцы молитв просительных, благодарственных молитв, славословия (Мф. 26, 39, 42; Ин. 11, 41; Мф. 11, 25), и Сам, показав пример высочайшего молитвенного подвига и молитвенного общения с Небесным Отцом, заповедал христианам бодрствовать во всякое время и молиться. (Лк. 21, 36). «Бодрствовать в молитвах» увещевает и апостол Петр (1 Петр 4, 7). Святой апостол Павел заповедует христианам молиться непрестанно, быть постоянными в молитвах (Рим. 12, 12; Еф. 6, 18).

 Русская земля обильно пролита кровью русского солдата, защищавшего свое Отечество. Поэтому те люди, которые сегодня говорят о «возрождении России», но сами в церковь – «ни ногой», и будущее этой «возрожденной России» представляют себе без Православия, — эти люди, может быть, и искренни в своих намерениях, может быть, и впрямь желают блага своей стране, но только возродят они уже не Россию, а какую-то иную страну. Может быть, она будет называться Соединенными Штатами России или сохранит историческое название «Россия», но внутреннее содержание, духовное лицо этой страны неузнаваемо изменится, станет другим.

Как этого не понять ?! Россия без преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского – не Россия? И все-таки…

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И Крест святой Божественной красою
На Божьих храмах снова заблестит.

Открыты будут вновь обители повсюду
И вера в Бога всех соединит,
И колокольный звон всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.

Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя Русского, Великого народа
Как гром по всей вселенной прогремит.

(Стихотворение иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева)

29 августа 2014 г.  Глава Приморской митрополии  митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин посетил II благочиние Владивостокской епархии (г. Уссурийск), Штаб 5-й Общевойсковой Армии и Сергеевский учебный центр Восточного военного округа.

В этот день митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин возглавил служение праздничной Божественной Литургии в Порт-Артурском храме при Штабе 5-й Армии в Уссурийске.

Также Владыка посетил полигон Сергеевского учебного центра 5-й Армии Восточного военного округа, расположенного под Уссурийском (в Октябрьском районе Приморья, недалеко от пос. Липовцы).

На полигоне митрополита Вениамина встречали командующий 5-й Общевойсковой Армией генерал-майор А.Н. Салмин и благочинный V округа Владивостокской епархии, помощник по работе с верующим личным составом на территории Октябрьского района Стефан Цуркан. В присутствии командующего 5-й Армией, командиров бригад, личного состава (порядка 2 тысяч военнослужащих), духовенства состоялось освящение полевой походной церкви. Новый храм был освящен в честь Нерукотворного Образа Христа  Спасителя. Чин освящения возглавил митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин в  сослужении священников протоиерея Григория Цуркана и протоиерея Владимира Капитанюка.

По завершении чина освящения командующий 5-й Общевойсковой Армией генерала-майора А.Н. Салмин и Глава Приморской митрополии  митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин обсудили дальнейшие шаги по усилению взаимодействия. Соответствующее соглашение в сфере духовно-нравственной работы с личным составом действует последние несколько лет.

Время слов прошло. Пришла пора делом доказать свою любовь к Родине. Позади у каждого – слава предков. Величие могучего государства, порученного нам. Впереди – выбор одного из двух путей. Первый – стать на защиту страны, отдать священному делу все свои знания, умения и опыт, а если потребуется – то и саму жизнь, и покрыть себя славой, встать в один ряд с великими предками Владимиром Мономахом и Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским, Суворовым и Жуковым. Второй путь – устраниться, спрятаться в нору и отдать свою Родину-мать на разграбление международных преступников — творцов катаклизмов и внутренних изменников делу Святой Руси, остаться в памяти людской иудами, предателями Родины, не исполнившими священной Присяги, быть проклятыми своими потомками, которые будут стыдиться своих фамилий. Ни один из нас не уйдет от этого выбора.

Враг силен и изворотлив. Борьба предстоит тяжелая. Но правда на нашей стороне. Мы победим!

За Державу, Честь и Достоинство!

Сохранив армию, мы сохраним и Отечество. Потеряв армию – потеряем Отечество.

Как уже писалось в православной литературе, судьба России не может быть решена только политически. Речь может идти прежде всего о духовном освобождении, о победе над невидимым врагом, который оккупировал наш народ и терзает его душу. Победа над людьми христолюбивому воину и не нужна., нужна прежде всего победа над врагом всех  людей. Вооружимся на духовную брань против демонов – глядишь, и человек, ими направляемый, перестанет быть нашим врагом и с ним, может, и воевать не придется. А такая великая победа не совершается никаким, самым совершенным оружием, но силой духовной. Сочетание крепкой веры, ясного понимания истин Православия, молитвы, церковных таинств, знания истинной, а не искаженной «клеветниками России» (по слову Пушкина) русской истории с мужеством и мастерством доблестного воина – вот сила непобедимая, вот ясное духовное зрение в самой запутанной обстановке, вот помощь Божия даже и там, где бессильны силы человеческие, вот страх врагов и их моральное поражение еще до начала любых действий.

Сегодня, как и не раз в истории, судьбу Отечества и мира в земном плане вновь решают Российские Вооруженные Силы, их духовная высота и зрелость.

За кем и куда пойдут армия и флот?

Поднимется ли цвет генералитета и офицерского корпуса до решения подлинно национальных исторических задач?

Вспомнят ли русские воины о былом величии Святой Православной Руси?

Встанут ли на защиту своей поруганной, но не покоренной богохранимой Родины?

Бросят ли всепобедный клич доблестных предков: «За Веру, Царя и Отечество»?

Сделают ли ясный поворот к возрождению нашей армии в христолюбивое воинство?

Это стремительный прорыв к духовной – а следом и всякой иной свободе народа требует веры, смелости, честности, чувства великой ответственности каждого из нас перед Богом, перед своей совестью, перед всеми нашими предками и потомками. Но за ним – если мы не посрамим звания сынов Отечества – Дома Пресвятой Богородицы – всех нас ждет пасхальная радость воскресения Родины.

Протоиерей Григорий Цуркан – внештатный помощник командующего 5-й Армией ВВО по работе с верующими, заместитель руководителя отдела Владивостокской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами РФ.

Полевой храм (8)Полевой храм (4)Полевой храм (6)Полевой храм (5)Полевой храм (10)Полевой храм (9)    Полевой храм (3)Полевой храм (1)Полевой храм (2)  Полевой храм (7)

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

(Spamcheck Enabled)