Митрополит Филарет и преподобный Серафим Саровский

К 150-летию издания «Жития преподобного Серафима»

 

Среди иерархов прошлого видное место занимает митрополит Московский Филарет (Дроздов; † 1867). Нет, кажется, такой области церковной жизни, где бы он не проявил себя: только его «Собрание мнений и отзывов» составляет 12 томов. Более сорока лет святитель занимал Московскую кафедру, долгое время был постоянным чле­ном Святейшего Синода. Богослов, церковный историк, проповедник, поэт (вспомним его ответ А. С. Пушкину словами: «Не напрасно, не случайно, жизнь от Бога мне дана…»), митрополит Филарет, безусловно, яркое явление в отечественной истории XIX века.

Но Московский митрополит был прежде всего мона­хом. Именно поэтому такое большое внимание уделял он духовному опыту русских подвижников, тщательно собирая и издавая их наставления, поучения, жизне­описания. Одним из первых в этом ряду стоит великий старец преподобный Серафим Саровский.

Митрополит Филарет и старец Серафим не были лично знакомы. Однако сохранились свидетельства, как высоко почитал старца Московский Владыка. Так, он писал: «Прекрасен совет отца Серафима не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».

Главным звеном в духовной связи великих старцев — митрополита Филарета и преподобного Серафима — был наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев; † 1877). С 1820 года послушник Андрей, впоследствии инок, а затем строитель (настоятель) Высогорской пустыни близ Арзамаса Антоний, часто посе­щал преподобного Серафима и пользовался его душе­полезными советами. Как-то, будучи искушаем помыс­лами о скорой кончине, он подошел к блаженному старцу и исповедал свои скорбные мысли. «Неверны они,— отвечал ему преподобный Серафим,— Промысл Божий вверяет тебе обширную Лавру. Милостиво прини­май там из Сарова братию или кого я пришлю. Не оставь сирот моих, когда дойдет время. А теперь — гряди во имя Господне».

Все это было непонятно молодому иноку, но вскоре разъяснилось. Спустя два месяца он получил письмо от митрополита Филарета, где говорилось: «Преподобный отец строитель! Мысль, которую я вчера имел, но не успел сказать, сегодня, предварив меня, сказал мне дру­гой; сие внезапное согласие сделалось свидетельством того, что она пришла недаром… При помощи Божией, благоугодно Богу и Преподобному Сергию можете Вы послужить в его Лавре, где упразднилось место намест­ника… приглашаю Вас в служение сие». Здесь важно об­ратить внимание на начало письма: прежде нежели митрополит Филарет решился предложить вакантное ме­сто малоизвестному настоятелю далекого Нижегород­ского монастыря (Владыка встречался с отцом Анто­нием до сего случая лишь однажды — в 1824 году), к не­му пришел некий странник, который прямо указал на отца Антония как на наместника Лавры. Духовная связь митрополита Филарета и старца Серафима из этого кон­текста вырисовывается явно.

Лаврский наместник неоднократно беседовал с Московским митрополитом о церковной жизни. До сих пор сохранилось более полутора тысяч писем Владыки архимандриту Антонию. Большая же часть писем отца на­местника, к сожалению, утрачена в прошлом веке. В пере­писке отец Антоний делился своими воспоминаниями о встречах с известными старцами-подвижниками, не мог он обойти вниманием своего наставника — преподобно­го Серафима. Архимандрит Антоний благоговейно хранил прижизненный портрет отца Серафима. Последний же, как известно, за неделю до кончины вручил одному из саровских иноков образ Преподобного Сергия со словами: «Сей образ, присланный мне честным архи­мандритом Антонием, наместником святой Лавры от мощей Преподобного Сергия, наденьте на меня, когда умру, и с ним положите меня в могилу». Эти и другие свидетельства не могли не запомниться митрополиту Филарету.

Верный наставлению преподобного Серафима, отец Антоний с радостью принимал в свою Лавру саровских пострижеников. Казначей Саровской пустыни отец Сер­гий перешел в Лавру вскоре после отца наместника и нес там те же послушания. Имея склонность к лите­ратурным занятиям, он еще в Сарове начал вести записи о жизни и подвигах саровских старцев, особенно Марка и Серафима. В стенах Лавры ему много помогали про­фессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинский и П. С. Казанский, а также архимандрит Сергий (Ляпидевский, впоследствии митрополит Московский; † 1898).

В 1837 году, спустя всего четыре года по кончине преподобного Серафима, архимандрит Сергий закончил «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти от­ца нашего Серафима, Саровской пустыни иеромона­ха и чудотворца». Автор предпослал «Сказаниям» жи­тие другого Саровского подвижника — старца Марка. Рукопись была представлена отцу наместнику, который и доложил о ней митрополиту Филарету. Последний, отправляясь в Санкт-Петербург для присутствия в Свя­тейшем Синоде, взял ее с собой, чтобы ходатайствовать о разрешении к выпуску. Вначале дело шло успешно, но затем неожиданно приостановилось: первенствующий член Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский; †1843), с большим недоверием относив­шийся к сверхъестественным и чрезвычайным собы­тиям, которыми изобиловали «Сказания», не дал согла­сия на издание книги. Митрополит Филарет твердо защищал изложенное в житиях старцев. Непоколебимая позиция Московского Владыки позволила напечатать жи­тие схимонаха Марка. Митрополит Филарет так писал об этом отцу наместнику (6 января 1838 года): «Дело о житиях отца Марка и отца Серафима не так хорошо продолжилось. Наш первоприсутствующий употребляет иногда в большом избытке осторожность от ложных чудес. Я не промолчал и, по замечанию других, не повредил истине… житие отца Марка дозволено напеча­тать с исключением некоторых мест, а житие отца Се­рафима лежит до лучшего времени… Помолитесь, чтобы Бог устроил полезное. Теперь рассматривается житие Георгия, затворника Задонского, надобно посмотреть, чем сие кончится. В сем житии дается важное свиде­тельство об отце Серафиме, которого отец Георгий не видывал, но от которого внезапно чрез присланного получил увещание не оставлять своего места, тогда как Георгий действительно боролся с мыслью оставить За­донский монастырь».

Митрополита Серафима особенно насторожили описа­ния чудесных видений преподобного Серафима. Во многом это было обусловлено характером архиерея, скеп­тически относившегося к мистическим явлениям. Он положил много сил в борьбе с мистицизмом, набиравшим силу в начале XIX века: так, по его усилиям был отправлен в отставку министр народного просвещения и духовных дел князь А. Н. Голицын (1773— 1844), один из ведущих адептов этого течения. Поэтому в описании чудесных событий в жизни преподобного митрополит Серафим увидел в первую очередь соблазн для окружающих.

Известия о противодействии Санкт-Петербургского митрополита очень огорчили отца Антония. Он снова про­смотрел житие и послал Владыке с просьбой провести книгу только через лаврскую духовную цензуру, а до Святейшего Синода дело не доводить. Митрополит Фи­ларет выразил сомнение в подобном предприятии. 22 июля 1838 года он отвечал отцу Антонию: «Если думать о напечатании, то затруднение представят некоторые сказания о видениях. Цензура едва ли согласится пропустить в свет чудесное в жизнеописании без высшего свидетельства церковного. Но исключить их из жития было бы похоже на святотатство». Но далее мит­рополит Филарет указывает неожиданный обходной путь: «Пусть способные и охотные в обители писали бы житие для себя и для желающих, и было бы благословение пишущим и польза читающим». Митрополит Филарет просил сделать для него список с оригинала.

Отец Антоний провел житие через лаврскую духовную цензуру. Однако по одобрении цензоры объявили, что необходимо показать рукопись в Святейшем Сино­де. Благословляя представление в Синод, митрополит Филарет писал отцу наместнику 11 августа 1838 года: «Пусть сделает опыт… представить Святейшему Сино­ду житие отца Серафима… Духовные наставления [преподобного Серафима] лучше цензуровать отдельно, чтобы в случае затруднений для жития не затруднить и им дорогу».

20 ноября 1838 года Владыка Филарет писал из Санкт-Петербурга: «Ведати подобает Вам, отец наместник, что есть надежда иметь напечатанными жития отца Серафима и отца Марка». Но и на сей раз надежды не оправдались. Более года дело пролежало без движения, поскольку Святейший Синод счел нужным про­извести исследование о старце Серафиме на месте его подвигов. Епископ Тамбовский Арсений (Москвин, впоследствии митрополит Киевский; † 1876) прислал бла­гоприятный ответ. 30 апреля 1840 года дал «благоприят­ный делу» отзыв и митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров; †1857). Московский митрополит Филарет с радостью писал отцу наместнику 15 ноября 1840 года: «Спешу сказать Вам, что на сих днях полу­чено от Преосвященного Тамбовского доброе донесение касательно жития отца Серафима». Интересно привести несколько слов из этого «доброго донесения». «Я нахожу, — писал Владыка Арсений, — помянутую рукопись во всех ее подробностях совершенно согласной с исти­ной… Что касается дара прозорливости, то свидетелей на это может быть очень много, в число коих я могу включить и самого себя. Ибо когда я был в Саровской пустыни, я видел его [преподобного Серафима] самого, долго беседовал с ним и получил от него на память не­которые вещи, в которых, а еще более в словах и действиях, я получил указание на будущее. Это был послед­ний год его жизни, и мне уже не суждено было ви­деть его».

Отец Антоний, получив такие известия от митрополи­та Филарета, полагал, что дело близится к завершению, но разрешения на издание в Синоде так и не было. Бо­лее того, вскоре он получил от Московского архипастыря весьма неутешительное письмо (от 6 декабря 1840 го­да). «Я думал было,— писал Владыка,— доложить, чтоб •напечатать вместо предисловия донесение Преосвящен­ного Тамбовского, но и сие сделать не оказалось воз­можным. Владыка, Санкт-Петербургский [Серафим] опять восстал со своими недоумениями о чудесных событиях, а митрополит Иона (Васильевский, митрополит Мцхетско-Карталинский, с 1832 на покое; †1849) жаловался, что Преосвященный Тамбовский не называл по именам свидетелей… Мне удалось ослабить сомнения Ионы, а с Владыкой Серафимом помириться, что если и Преосвященный Подольский, который не читал книги, прочтет ее и не усомнится, то голосов в ее пользу будет достаточно. На сем остановилось дело».

Черту в затянувшейся истории подвел епископ Каменец-Подольский Кирилл (Богословский-Платонов; †1841). «По внимательном прочтении сей рукописи, — писал он в отзыве, представленном в Святейший Синод, — не нашел я ничего сомнительного к напечатанию оной по назидательности сказания для любителей жизни монашеской… Издание в свет оного признаю приличным». Это мнение положило конец колебаниям цензурного комитета. В том же 1841 году «Сказания» были напечатаны в Санкт-Петербурге.

С тех пор житие старца Серафима неоднократно издавалось и в нашей стране, и за рубежом. Наиболее фундаментальный труд — «Серафимо-Дивеевская летопись» архимандрита (впоследствии митрополита) Серафима (Чичагова; †1937) вышла впервые в свет в 1896 го­ду. Но скромный труд архимандрита Сергия, книга, написанная очевидцем преподобного, представляет для исследователей русской агиографии особый интерес.

 

В. АЛЕКСАНДРОВ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

(Spamcheck Enabled)