16 августа 1921 года в присутствии членов Темниковского уисполкома и Саровской комячейки крышка раки была опущена и заперта на внутренний замок; совершилось так называемое закрытие мощей. В этот день у православных верующих была отнята одна из самых почитаемых святынь — мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца.
С тех пор уже семь десятилетий в душах православных верующих непрестанно жила тревожная мысль: какова дальнейшая судьба этой святыни? Беспокойство понятное, если вспомнить, что атеистическая власть была готова и шла на любое преступление, любую жестокость, не останавливалась даже перед самым бессмысленным, варварским актом: взрывала, жгла, распродавала за гроши по миру — все для того, чтобы уничтожить то, что ей в силах была уничтожить. Христианское сознание не могло примириться с мыслью, что мощи великого угодника навсегда потеряны для Церкви. Помнилось и его обещание еще явить себя миру, в непреложность которого верил народ Божий. Плодом этих надежд и веры, даже в самый глухой час коммунистической ночи, были многочисленные легенды о чудесном и тайном спасении святых мощей. Одна из них рассказывала, что они были тайно унесены и бережно сохраняются благочестивыми монахинями, другая — что достойно захоронены. Но все они могли послужить только кратковременным утешением, на смену которому вновь приходили тревога и скорбь.
Патриаршество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ознаменовано великими событиями в жизни Русской Православной Церкви. Оказалось, что Казанский собор в Петербурге (бывший музей атеизма) многие годы являлся тем местом, где под спудом были сохраняемы многие реликвии Православия: мощи подвижников соловецких Зосимы и Савватия, преподобного Гермогена. Ранее, когда Святейший Патриарх, будучи митрополитом, окормлял кафедру в городе на Неве, оттуда же были возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры мощи благоверного и великого князя Александра Невского.
И уже думалось, что из запасников атеистического музея возвращены все запрятанные и хранящиеся в небрежении мощи угодников Божиих, привезенные в город на Неве в те мрачные годы для Отечества нашего, когда у верующих отнимались и превращались в экспонаты самые драгоценные святыни.
Но недаром жили в сердцах православного народа вера и надежда на то, что наступит день и неизреченным милосердием Господним будут вновь открыты миру мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца.
11 января 1991 года состоялась официальная, передача Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II святых мощей великого чудотворца. И снова запасник музея атеизма оказался тем чревом кита, во мраке которого семь десятилетий утаиваемы были святыни.
Но прежде чем состоялась официальная передача, Патриарх Алексий II, получив сообщение об обнаружении мощей преподобного Серафима Саровского, направил 25 декабря 1990 года комиссию для их освидетельствования.
Комиссия, в которую входили епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (ныне архиепископ) и епископ Истринский Арсений, имела в своем распоряжении копии архивных материалов о вскрытии и освидетельствовании мощей преподобного Серафима Саровского в Саровском монастыре Темниковского уезда Тамбовской губернии в 1920 году (список документов приведен ниже).
Особое значение для работы комиссии представлял акт закрытия мощей 16 августа 1921 года. Помимо содержащихся в акте сведений о внешних обстоятельствах события, в нем также была зафиксирована последовательность действий, предпринимаемых членами комиссии 1921 года, и указывалось расположение всех частей святых останков; описывалась вата, в которую заворачивались мощи, белые шелковые варежки и такие же туфли, подушечка зеленого шелка, куколь с круглым отверстием в середине, медный крест с цепочкой и еще целый ряд деталей, которые позволили безошибочно идентифицировать святыню.
Освидетельствование честных останков проходило в запаснике музея атеизма. Деревянная трапециевидной формы подставка размером 161X51 см, а на ней сверток, покрытый синей плотной бумагой, — вот что представилось взору членов комиссии. После снятия бумаги стали видны покрытия из ваты и марли, под которыми были обнаружены честные останки. Едва уловимый запах благовония наполнил помещение. Подобный запах ощущался, как засвидетельствовал Преосвященный епископ Тамбовский Евгений, когда мощи святителя Питирима Тамбовского были вторично обретены и возвращены тамбовчанам.
При дальнейшем осмотре святых мощей и соотнесении того, что было явлено взору, с описаниями святых останков, зафиксированными в документах, комиссия установила, что покоящиеся в запасниках Казанского собора останки являются святыми мощами великого угодника земли нашей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца.
И наконец, после многих десятилетий молчания перед честными мощами великого угодника Божия под благодатными сводами Казанского собора зазвучало: «Ублажаем, ублажаем тя, преподобные отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».
Теперь комиссия могла доложить Святейшему Патриарху, что, согласно акту закрытия мощей в 1921 году, до наших дней сохранились практически все их части. Неопровержимыми доказательствами принадлежности честных мощей великому Серафиму Саровскому, чудотворцу, явились, во-первых, черный куколь с отверстием в лобной части, в котором находится череп, частицы кожи и волосы седовато-рыжеватого цвета, что полностью соответствует описаниям акта освидетельствования мощей 1903 года, во-вторых, подушечка зеленого цвета, на которой покоилась честная, глава преподобного, а также медный иерейский крест с цепочкой. В области груди крестообразно сложены, руки в белых шелковых варежках: на правой золотыми нитками вышитая надпись: «Преподобный отче Серафиме», а на левой: «Моли Бога о нас», что также соответствует акту 1921 года. И наконец, кости предплечий полагаются в вате и поручах из золотой парчи с тремя позолоченными пуговицами в каждой. Единственная и необъяснимая утрата — исчезновение костей левой ступни и заключающей их в себе белой туфли.
Далее начались приготовления ко грядущему переносу честных и многоцелебных мощей преподобного Серафима Саровского из Казанского собора в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, назначенному на 11 января 1991 года.
В город святого Петра доставили бронзовую раку, изготовленную в художественных мастерских Московской Патриархии. Преосвященные епископы Евгений и Арсений, наместник Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры протоиерей Игорь Мазур, ключарь собора диакон Георгий Минаев и келейник епископа Арсения Игорь Беловенцев сопроводили раку в Казанский собор.
При чтении акафиста преподобному Серафиму Саровскому, чудотворцу, его честные мощи святителями и священнослужителями омывались святой водой, помазывались елеем от Гроба Господня, а затем покрывались пеленами от Преподобного Аввы Сергия Радонежского и древней Земли Тамбовской и полагались в освященную раку. Честная глава великого чудотворца была положена в схимонашеский куколь, сшитый в Лавре великого Аввы Сергия, и водружена на ту же подушечку. Поверх вновь сшитой епитрахили крестообразно сложены были в тех же рукавичках руки преподобного, а честную грудь его венчал иерейский крест (по преданию, благословение его матери).
И наконец, воздав великому угоднику Божию и чудотворцу Серафиму, пропели величание и, испросив его благословения, последнее в этот день поклонение, члены комиссии отбыли из Казанского собора.
Список документов, имевшихся в распоряжении комиссии
Московской Патриархии
- Выписка из протокола № 121 президиума Темниковского уисполкома от 8 декабря 1920 года об образовании организационной тройки по вскрытию мощей Серафима Саровского.
Основание: ГАТО, ф. Р—394, on. 1, д. 476.
- Протокол № 1. Заседания организационной тройки по вскрытию мощей Серафима Саровского, согласно постановлению 9-го съезда Советов, резолюции предгубисполкома Шлихтера и постановления президиума уисполкома от 8 декабря 1920 года.
Основание: ГАТО, ф. Р—394, on. 1, д. 476, л. 24—25.
- Протокол заседания комиссии по вскрытию мощей Серафима Саровского. Монастырь Саров Темниковского уезда Тамбовской губернии. 1920 года, декабря 17-го дня в 11 часов.
Основание: ГАТО, ф. Р—394, on. 1, д. 476, л. 22.
- Выписка в народный комиссариат юстиции (VIII отдел, ликвидационный) по поводу мощей, имеющихся в Тамбовской губернии.
Основание: ГАТО, ф. Р—394, on. 1, д. 476, л. 6—7.
- Заметка из «Известий» Тамбовского губернского Совета от 13 января 1921 г. за № 6 «К вскрытию мощей Серафима Саровского» (заключение врачей).
ДОКУМЕНТЫ
Публикуемые документы не только раскрывают формальную последовательность событий, происходивших в Тамбовской губернии в 1920—1921 годах, не* и рисуют картину беспрецедентного глумления и насилия над православным духовенством и мирянами. То, что в состав «комиссий по раскрытию мощей» включили представителей духовенства, оказалось тонко продуманным ходом, направленным не столько на достижение прагматических целей, сколько на усугубление духовных страданий верующих. Не случайно документы рассказывают о том, что священники отказывались в дальнейшем от всякого сотрудничества с советскими властями. В одном из них содержится указание на присутствие сотен «любопытствующих» во время процедуры вскрытия мощей, но ничего не упоминает документ о том, как относились собравшиеся к действиям властей, хотя известно, что даже в верхах руководства советского государства ощущали тревогу в связи с резко отрицательным отношением населения к осквернению святынь. Именно с надругательством над святыми мощами Серафима Саровского связывало народное православное сознание голод в Поволжье.
ДОКЛАД
В президиум губисполкома зав. губ. отделом управления
т. Гудкова о работе, в Темникове
Из Тамбова мы выехали 12 декабря и с величайшим трудом добрались до Темникова только 16 декабря и той же ночью уехали в Саровский монастырь для вскрытия костей Серафима. Ко вскрытию приступили 17 декабря. На вскрытие были приглашены: 1) представители всех волостей Темниковского уезда; 2) представители общества верующих; 3) представители Краснослободского и Керенского уездов Пензенской губернии; 4) представители Арзамасского уезда Нижегородской губ. 5) духовенство Темникова и Сарова; 6) представители губисполкома Тамб., представители Темниковского укомпарта, уисполкома, упрофбюро, женотдела, Союз молодежи и красноармейцев; всего представителей присутствовало около 150 человек, всех же любопытствующих присутствовало около 500 человек.
План вскрытия был выработан заранее следующий:
1) для охраны и наблюдения за порядком была назначена комендатура, через которую проведен самый блестящий порядок;
2) была избрана техническая комиссия для вскрытия в составе из представителей… перед вскрытием было сделано информационное заседание комиссии, на котором т. Зайцев объявил постановление 9-го Съезда Советов Темниковского уезда, санкционированное губисполкомом. Священнослужители, пользуясь случаем совещания, на котором присутствовало большинство темных масс, хотели сделать срыв вскрытия, стараясь в этих целях перейти на диспут со мною, своевременно были призваны к порядку, и, как представитель губисполкома, я заявил, что никаких дискуссий не допущу здесь, ибо для этого есть особое место и время, и поэтому предлагаю выполнить волю большинства трудящихся уезда, вылившуюся в резолюцию 9 Съезда и санкционированную губисполкомом, а посему предлагаю немедленно приступить комиссии к выполнению возложенных задач вскрытия. После коротких пререканий священнослужителей было при- ступлено к вскрытию, между прочим, перед вскрытием священником Говоровым были произнесены следующие слова: «Ну, видно, угодничек сам защитит себя, что обретено вместо нетленных мощей». (Смотри при сем прилагаемую копию акта.) Мощи, или, вернее, кости, оставлены в полной наготе от ваты, закрыты нами сделанной рамой и запечатаны четырьмя печатями советской милиции с целью обозрения желающих, на этом закончена работа по вскрытию.
18 декабря мы совместно с предисполкомом т. Зайцевым уделили осмотру поместий монастыря, который количественно не меньше Темникова, качественно гораздо выше, часть помещений занята несколькими организациями: 1) совхоз; 2) детские дома Унаробраза; 3) богадельня, собес; 4) …; 5) три огромные церкви, неправильно сданные… верующим по акту, все эти организации не заняли и одной десятой части монастыря, беспорядок полный, но об этом будет ниже.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Комиссии по вскрытию мощей преподобного Серафима
17 декабря 1920 года в Саровской пустыни
Ввиду того что представители темниковских и тамбовских властей 17 декабря 1920 года приступили к вскрытию мощей преподобного Серафима Саровского с целью установить наличность содержащихся в раке предметов религиозного почитания, имея неправильное понятие о термине «нетленные мощи», навязывая сему термину понятие, чуждое учению Православной Церкви, то есть будто под термином «нетленные мощи» разумеется совершенно не предавшееся тлению
тело, и в случае, если в раках оказываются, не цельнокупные, не предавшиеся тлению тела, обвиняют представителей Церкви в обмане народа, настоящим заявляю, что, так как представители властей не пожелали выслушать точную формулировку означенного термина в понимаемом Православной Церковью смысле, предпочтя иметь о сем предвзятое понятие, и на основании его предъявляют упрек представителям Православной Церкви в преступлении, которое не может быть доказано ничем, я считаю свое дальнейшее участие при сокрытии мощей как бы согласием на обвинение, часто, и устно и в печати, бросаемое духовенству, и по сему отказываюсь от дальнейшего участия при вскрытии мощей преподобного Серафима.
Вместе с сим категорический отказ означенных властей вступить с технической комиссией стороны духовенства в какое бы то ни было соглашение о порядке и условиях вскрытия я считаю насилием над свободой слова, которая могла бы сделать ненужным и самый факт вскрытия мощей после того, как выяснились причины и поводы для вскрытия мощей.
Саровская пустынь, декабря 17 дня 1920 года, священник Павел Борятынский. К сему заявлению присоединяюсь иеромонах Мефодий.
РАПОРТ
Преосвященнейшему Павлу, епископу Шацкому, от Духовного Собора Саровской пустыни и представителя духовенства г. Темникова
Прилагая при сем копии протокола заседания комиссии по вскрытию мощей преподобного Серафима и акта вскрытия святых мощей, имеем долг почтительнейше донести, что протокол составлен тенденциозно и не упоминает в себе об угрозах и понуждениях, бывших перед началом вскрытия от светских членов комиссии по отношению духовных членов («арестуем, составим протокол, обойдемся без вас»), и оскорбительных намерений по отношению к святым мощам («вытряхнем мощи, конфискуем, увезем» и т.п.).
Даже тенденциозный протокол ярко отражает характер отношения светских членов комиссии к духовным сочленам тем, что все вопросы духовные, занесенные в протокол, остались без ответа, и их только или прерывали, или приказывали произвести вскрытие раки, и только в этом отношении протокол фиксирует истину.
Духовные члены комиссии не были ни на одном из заседаний светских членов комиссии и не имели никаких сведений ни об истории вопроса, ни о порядке и способе освидетельствования святых мощей — и в первый раз встретились со светскими сочленами комиссии лишь у раки преподобного, а отверующих даже не было допущено членов комиссии.
Невозможно описать самочувствия и переживания духовных членов комиссии у раки преподобного… с одной стороны — храм, необычная близость к святым мощам, а с другой стороны — категорические приказы гражданского начальства при вызывающих и угрожающих выкриках светских членов комиссии ставили нас в настолько исключительное и необычное состояние, что мы при подписи акта не нашлись сделать нужных оговорок. Один из нас, священник отец Петр Говоров, вносил поправки при чтении акта вскрытия святых мощей и хотел оговорить при подписи акта, но председатель комиссии не дозволил сделать под актом, а заявил, что поправки могут быть представлены отдельно, а под актом стояла бы одна подпись, что и сделали духовные члены комиссии, то есть подписались под актом.
Осмотр святых мощей окончился в начале пятого часа вечера, а протокол и акт писались не в самый момент действия, а в квартире коменданта, без участия духовных, и прочитаны очень ограниченному кругу членов комиссии у раки преподобного в 8-м часу вечера (после второго звона всенощной). Под актом имелись уже до десяти подписей, очевидно сделанных в квартире коменданта. У раки подписались священник Петр Говоров, иеромонахи Руфин и Маркеллин и иеродиакон Илия, а остальные духовные подписались под актом на другой день, 18/5 декабря, в комендантской квартире, будучи призываемы туда милиционером поодиночке.
18/5 декабря на гроб мощей преподобного наложена наскоро сделанная деревянная рама со вставленными в нее кусками тонкого стекла, которые при малейшем прикосновении могут расколоться или вывалиться. Эта деревянная рама прилажена к краям гроба плохо и мешает крышке раки запираться на замок, но все же крышка раки закрывает раму и гроб святых мощей.
Деревянная рама опечатана четырьмя сургучными печатями председателем комиссии Зайцевым.
Ночной караул гражданский святых мощей снят, но общий караул собора поручен милиции.
В настоящий момент святые мощи преподобного находятся в таком положении: святые мощи совсем не вынимались ни из гроба, ни из раки, а покоятся так же, как и раньше; лишь развернуты на обе стороны, облачавшие их одежда и вата, закрывавшие святые останки, в гробу же, в правом углу его, у главы преподобного находится медный крест с цепочкой преподобного. Служатся молебны при закрытой раке преподобного, и верующие прикладываются к ручке лика преподобного, написанного на крышке раки; когда являются желающие взглянуть на святые мощи, тогда крышка раки приподнимается и святые мощи обозреваются через стекло деревянной рамы.
Священник П. Говоров у раки преподобного спрашивал представителя комиссии Зайцева относительно того, как святые мощи по истечении месяца вернутся в ведение обители, и получил от него словесный ответ: об этом будет особое суждение, и ничего определенного по этому вопросу он сказать не может.
Донося о вышеизложенном и болея душою о неестественном положении мощей святого угодника, усерднейше просим исходатайствовать разрешение привести мощи в прежний должный вид, для какового священного дела просим прибыть в обитель Вас, Ваше Преосвященство, или же кого-либо из епископов по усмотрению духовных властей.
Преосвященный Зиновий пока еще не извещен об освидетельствовании святых мощей, но от епархиального совета имеется в обители Указ от 26 ноября/9 декабря за № 5811 по делу вскрытия, полученный 5/18 декабря, то есть на другой день освидетельствования святых останков.
Рапорт наш краткий, не исчерпывающий, ибо многоглаголание неполезно при создавшемся положении.
Представители от Саровского Духовного Собора иеромонах Мефодий, рясофорный Митрофан Кряжев.
Представители от духовенства г. Темникова священник Петр Говоров 9/22 декабря 1920 года.
Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея России Тихону будет в скором времени донесено почтой или лично с посланными лицами.
10/23 декабря 1920 года. Приложений при сем нет. Исполнитель должности настоятеля казначей иеромонах Руфин.
АКТ
закрытия мощей Серафима Саровского в Сарове Темниковского уезда Тамбовской губернии, составленный 16 августа 1921 года
Закрытие произведено в тот же день в 7—8 часов официального времени за истечением срока обозрения мощей после их закрытия 17 декабря 1920 года.
Комиссией, образованной из представителей Темниковского уисполкома — члена его Н.Селезнева, Саровской комячейки — И. Аксенова, Саровской ячейки Союза Коммунистической молодежи — Тришаева и Щукина, Саровской комиссией по работе среди женщин — Папшиной, милиции — Семцова и Ермакова и Саровского духовенства — иеромонаха Руфима Вилкина, Маркеллина Коваленко и Фотия Карькова, в присутствии зрителей около ста человек.
Операция закрытия выразилась в следующем: по разрешению председателя т. Селезнева иеромонах Маркеллин, приступая к закрытию, обрезывает бичеву, прикреплявшую в четырех местах через сургучную печать милиции крышку со стеклянными рамками к стене раки (печати оказались целы и в полной исправности).
Стеклянная крышка снимается, и кости скелета обтираются сухой ватой, причем таковые имеют темно-коричневый, темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года, цвет.
Затем из гроба извлекаются формы локтевых частей рук, кистей их и ступни ног, первые обвернуты ватой, кисти рук в шелковых белого цвета варежках и последние в таких же туфлях с ватой и костями в ней, после чего уже открытые кости скелета, лежащие на вате, прикрываются, за исключением головы, ватой сверху, которая находилась по бокам скелета.
Череп омывается водой, и последний поднимается, а под него кладется подушечка зеленого цвета. Обвернутый ватой скелет сверху покрывается белой полушелковой материей, находящейся там же, в гробу, под скелетом и ватой, ступни ног кладутся под белую материю на нижнюю часть формы ног.
На брюшной полости живота крестообразно кладутся формы рук, после чего белая материя с левой стороны зашивается нитками. Череп обшивается находившимся под ним белым платком, не касаясь лобной части, и сверху его накладывается черная шапочка, прикрывая лобную кость с круглым отверстием в середине.
Затем передняя и боковая части, находящиеся под скелетом и по бокам черной мантии, укладываются сверху лицевых частей скелета, покрываются черной материей, прикрепляются к шапочке и к мантии нитками, которая с левой стороны снизу вверх также защищается. Форма человеческой фигуры с закрытыми черной материей лицом и отверстием на лобной кости пеленается черной лентой, затем на мантию накладывается епитрахиль из золотой парчи, на которую кладется медный крест с цепочкой, проходящей под шейным позвоночником. Череп и область грудной клетки покрываются квадратной материей из парчи с отверстием на лобной кости — «воздухом».
После этого присутствующим предлагается пройти мимо раки для обозрения, которые и проходят.
Обозрение кончается, и рака закрывается верхней крышкой, таковой, которая и запирается ключом внутреннего замка, чем и заканчивается акт закрытия мощей.
С подлинным верно: секретарь СЕЛЕЗНЕВ