ОБРАЗ СВЯТОГО ВОИНА-ХРИСТИАНИНА

Традиционно святость понимается как высочайшая степень духовного и нравственного совершенства. В сознании православных людей святой – это, прежде всего, демонстратор добродетелей, живой пример, подтверждающий незыблемость таких ценностей как любовь и жертвенность, справедливость и милосердие, долг и честь.

Образ святого воина христианина 1

Церковь канонизировала очень непохожих друг на друга людей: с совершенно разными судьбами, принадлежащих разным социальным слоям, с разным уровнем образования, разной национальности. К лику святых причисляли не только монахов и священников, как часто думают, но и людей, соединявших в себе глубокую религиозность и высокий профессионализм.

Особенно много среди них тех, чья профессиональная деятельность напрямую связана с жизнью и смертью — врачей и военных.

Православная церковь приравнивает подвиг солдата-защитника к подвигу иноческому, несмотря на то, что война считается противоестественным состоянием, а убийство (пусть даже и врага Отечества) является грехом, требующим покаяния. В истории бывало, что и священнослужители, и даже монахи брали в руки оружие и проявляли чудеса отваги о воинской доблести. Самые известные примеры: схимонахи Пересвет и Ослябя, благословленные самим Сергием Радонежским встать в одни ряды с ратниками Дмитрия Донского на Куликовом поле в 14 веке. Вспомним также и насельников Троице-Сергиевой лавры, превративших свой монастырь в настоящую боевую крепость, которая стала последним препятствием для польских захватчиков на подступах к Москве в XVII веке. Православный человек всегда знал, что нет большей заслуги перед Богом, чем отдать свою жизнь за Родную землю, за отчий дом, за своих братьев и сестер, «за други своя», как говорили наши предки.

Неотъемлемой частью национального, государственного и религиозного сознания русских были понятия воинского долга и воинской чести. Соответствующее отношение к воинской службе воспитывалось с детства. Образ смелого, верного Отечеству воина, надежного товарища и честного человека проходил через весь фольклор — от былин до солдатских песен. В русской царской армии практически не было дезертиров и уклонившихся от явки по призыву.

РУССКАЯ АРМИЯ БЫЛА ХРИСТОЛЮБИВОЙ

 

Православность пронизывала воинские ритуалы и быт воинов. Все воинские реликвии несли в себе идею защиты веры. Каждый праздник, а в период войны — каждое воскресение служились молебны о даровании победы Российским войскам и войскам союзников, возглашалось многолетие, в котором были такие слова: » христолюбивому всероссийскому победоносному воинству многие лета». Таким образом, в сознании солдат слова «христолюбивый» и «победоносный» неизменно соседствовали.

Общая молитва солдат и офицеров, которую обращали к Богу, Божьей Матери и святым покровителям русского воинства превращала армию в единый монолитный организм.

Особенно религиозность в русской армии возрастала в годы испытаний. Это произошло даже в годы Великой Отечественной войны, несмотря на то, что советские солдаты, тем более, кадровые офицеры, были воспитаны в духе воинствующего атеизма и презрения ко всему «поповскому». А многие из них, лицом к лицу столкнувшись со смертью и на собственном опыте убедившись в реальности таких понятий, как любовь к Родине, жертвенность, братство, подвиг, и, порой в безвыходных ситуациях получая помощь, по настоящему уверовали в существование Бога. Как мы теперь знаем, маршал Георгий Жуков был верующим человеком.

Русский человек всегда с особым молитвенным трепетом обращался к тем святым, которые прославили себя не только христианским благочестием, но и воинской доблестью. Назовем самых известных, чьи имена знают все, даже невоцерковленные. Даже те, для которых слова «святость», «канонизация», «преподобный», «благоверный», «святой мученик» является пустым звуком, восхищаются подвигами и характером этих людей.

Святой великомученик

Георгий Победоносец (IV век)

Благодаря своей отваге и воинской мудро­сти и, несмотря на молодость (ему не было и тридцати лет), он сделал стремительную военную карьеру, от простого легионера до старшего военачальника, сопровождавшего подолгу службы во всехего путешествиях. Но на самом взлете он принял мучительную смерть за Христа. Помимо страшных пыток святому Георгию пришлось пережить и искушение вла­стью. Но его не прельстили ни возможность пользоваться привилегиями, которые давали положение в римской армии, ни покровительство Диоклетиана, который был лично заинтересован в том, чтобы его предан­ный и талантливый военачальник, каким был Георгий, отказался бы от своих религиозных убеждений и не подвергался жестокой казни.
Император-язычник лично убеждал святого согласиться отречься от Христа, настолько он ценил способности и заслуги Георгия как во­енного, Он даже предлагал святому разделить с ним царскую власть. На Руси почитание великомученика Георгия Победоносца приобрело особое значение. Его образ на коне и поражающего змия вошел в герб Русского государства.

Символично то, что победа нашего народа над фашистской Германией совпадает с днем памяти этого святого – 6 мая – именно в этот день 1945 года официально считается днем завершений основных боевых действий.

Святой благоверный князь

Александр Невский (XIII век)

Как будто про него было сказано в Еванге­лии: «Будьте мудры как змии, и просты, как го­луби» (Мф. 10; 16)

На долю этого человека выпал сугубый подвиг: «для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока». Подвиг воинский святой князь совершил на берегах Невы и на льду Чудского озера, защищая православную Русь от «латинского поругания». Подвиг смирения он продемонстрировал в том, как мудро и дальновидно выстроил отношения с надмен­ной Ордой. В своих действиях как прави­тель Александр Невский руководствовался истиной: «Не бой­тесь убивающих тело, бойтесь тех, кто может и тело, и душу погубить в геене» Понимая, что монгольское рабство – это унизительное и тяжкое бремя, он, тем не менее, приложил немало усилий к сохранению мира с Ордой, который давал ему возможность все силы бросить на отражение агрессии со стороны католического запада. Окатоличивание для православной Руси означало не только физическое уни­чтожение, но и смерть духовную. В отличие от татар, крестоносцы, благословленные римским папой, не только грабили и убивали, но и несли разрушение основ духовной культуры русского народа.

Почитание Александра каксвятого началось почти сразу же после его кончины. По сей день в      народе живет вера в то, что Александр Невский охраняет восточные границы Российского государства.

Святой благоверный князь

Дмитрий Донской (XIV в.) 

правнук Александра Невского.

Он был талантливым полководцем и мудрым политиком, умевшим усмирять и внешних, и внутренних врагов. Самая знаменитая его победа та, которую он одержал над огромным татарским войском Мамая на Куликовом поле. Эта победа, по мнению историков, стала началом возрождения Руси после тягостного монголо-татарского ига. В этом бою князь Дмитрий сражался как рядовой воин, воодушевляя ратников на подвиги своим личным примером.

Александр Васильевич

Суворов (1730-1800).

Он был полководцем, не знавшим поражений, гениальным стратегом и тактиком, создатель новой военной доктрины Он был офицером, которого простые солдаты искренне любили и называли отцом и «солдат-фельдмаршалом» за то, что он делил с ними все невзгоды и тяготы службы, умел понять солдатскую боль и нужду, учил их любить Бога и уповать на Него.
Официально Александр Суворов еще не кано­низирован, но почти ни у кого нет сомнений, что в скором будущем вопрос причислении этого великого человека к лику святых будет ре­шен положительно.

Святой праведный воин Федор

(1744-1817) – талантливый

флотоводец, адмирал Ушаков.

Был новатором в морской тактике. За время его     командования флотом ни один русский корабль не был затоплен неприятелем, ни один русский матрос не попал в плен. Так же, как и Суворов, считал залогом военных успехов заботу о профессиональном обучении и нравственном воспитании простых солдат (матросов).
Taк же, как и Суворов, соединял в себе талант военачальника и глубокую религиозность. Фе­дор Ушаков канонизирован совсем недавно – в декабре 2000 года Святейший Патриарх благословилего почитание в лике             местночтимых святых Саранской епархии.

Поразительно то, что два великих побе­дителя Суворов и Ушаков были дарованы России не в самое благоприятное для Право­славия время.

Известно, что оба они постоянно находи­лись в опале. Но им не нужны были  почести, ни богатство, целью их жизни была слава России.

Самым высоким для них было звание чест­ного русского офицера.

В XX столетии линия святого православного воинства на Руси не прервана. Примером является наш современник Евгений Родионов — русский солдат, принявший мученическую смерть от чеченских боевиков за отказ снять с себя православный нательный крестик. По­добно великомученику Георгию Победоносцу, юный Евгений предпочел страшную смерть позорному отречению от веры наших отцов. Как и много веков назад, кровью святого страдальца укрепляется вера в истину хрис­товой веры.

В годы Великой Отечественной войны Ио­сиф Сталин своим волевым решением ини­циировал возрождение в советском обществе культа великих русских полководцев и царей, чей период правления был отмечен грандиоз­ными победами.

Именно при Сталине были сняты замеча­тельные фильмы об Александре Невском, Фе­доре Ушакове, Александре Суворове.

Сталин не был носителем и охранителем христианских ценностей. Но, как талантливый правитель, он хорошо понимал, что государственный культ духовно сильного и нравственно чистого воина необходим его стране для над внутренними и внешними врагами. Обращение к исторической памяти народа оказалось мощным стимулом роста национального само­сознания, взрыва патриотическихнастроений, жажду подвижничества во имя процветания Державы.

Вряд ли имеет смысл подробно объяснять, насколько и сегодня актуально возрождениепочитания святых воинов. Оно необходимо как мощное лечебное и профилактическое сред­ство против многих нравственных и духовных недугов,разрушающих современную россий­скую армию.

Воспитание военной молодежи, сориенти­рованной на высокие христианские примеры, способно превратить воинский долг и честь, лю­бовь к России из абстрактных и чуждых сердцу понятий в живой огонек, освещающий души русского солдата и офицера.

В.Н. Засухина,
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии

Образ святого воина христианина 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

(Spamcheck Enabled)