Образ преподобного Серафима Саровского в духовной литературе

С.Н. Козлов

 

Из всех великих святых Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский у нас наиболее почитаем, наиболее изучен, наиболее понят и оценен.

Именно Серафиму Саровскому принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих святых Русского и Вселенского Православия. Его считали и считают не только великим святым, но и мудрецом, старцем, духовным наставником, небесным человеком и земным ангелом. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в одной из проповедей сказал: «Преподобный Серафим Саровский особенно близок сердцу верующего человека» (1,184).

А митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх всея Беларуси заметил в своем проповедническом слове: «Без преподобного Серафима наша новейшая история была бы намного более печальна» (1,214).

Преподобный Серафим Саровский (1754 — 1833) — великий подвижник православия в России нового времени. Наряду с такими святыми как блаженная Ксения Петербургская, преподобный Паисий Величковский, святитель Тихон Задонский, глинские, валаамские и оптинские старцы, Серафим Саровский явил своей жизнью пример высочайшей духовной жизни, обретя великие духовные дары от Бога — рассуждение, терпение, прозорливость, целительство, любовь. Преподобный Серафим — единственный из всего сонма святых подвижников своего времени, прошедший в своей духовной жизни путями различных подвигов — послушания, общежитильного монашества, пустынножительства, затворничества. Все эти подвиги увенчались самым главным подвигом святого Серафима

—      старчеством, благодатным учительством, духоносным наставничеством. Этот подвиг старец Серафим нес последние годы жизни, выйдя из многолетнего затвора в Саровском монастыре.

О преподобном Серафиме Саровском существует целая научная богословская дисциплина — серафимоведение. Возникла она в первой половине 19-го века, развивалась во второй половине 19-го века и в 20-м веке и продолжает развиваться сейчас. Преподобный Серафим — едва ли не единственный из русских святых, которому посвящена научная область знания. Богословы, церковные историки и литераторы рассматривают жизнь и подвиги преподобного Серафима под разными углами зрения. К такому плодотворному научному богословско-церковному исследованию в русской агиологии относятся разве что жизнь преподобного Сергия Радонежского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев. Важно признать, что только преподобному Серафиму Саровскому в русской богословской и церковно-исторической науке посвящено наибольшее количество духовных литературных работ. На сегодняшний день их количество (включая книги и статьи) исчисляется тысячами. Богословское и духовно-литературное осмысление такого явления как преподобный старец Серафим Саровский не только не теряет своей актуальности, но даже наоборот набирает свою силу, как по числу и качеству важных идей современных серафимоведов, так и по тиражам издаваемых о саровском старце литературных работ. Прямо говоря, мы вступили во «время Серафимово» — в то время, когда Россия и ее народ призываются к покаянию, а духовно-нравственный лик преподобного Серафима все более и более обращает на себя внимание исследователей и благодарных почитателей.

Что же представляет собой духовная литература (научная, церковно-историческая, художественная) о преподобном Серафиме Саровском? Каков путь развития этой литературы, а вместе с ней и всего серафимоведения?

1839 год — время первой публикации о святом Серафиме Саровском, первое издание книги иеромонаха Сергия «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца

Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений и начертания жизни старца Саровской пустыни схимонаха и пустынника Марка». Переиздавалось в 1844 году. В 1849 году вышло в свет первое жизнеописание старца Серафима в объеме книги. Это «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима» иеромонаха Иоасафа. Книга, изданная при участии вологодского педагога Николая Егоровича Андреевского, привлекла внимание многих читателей из различных слоев общества. Своей биографической полнотой книга покрывала недостатки текстов о преподобном Серафиме иеромонаха Сергия и бывшего Саровского послушника Гурия (в иночестве — Георгия), изданные в 40-е годы и заложившие начало отечественного серафимоведения.

Книгу иеромонаха Иоасафа читали и в сельской глубинке, и в императорском дворце. Книга увлекала и назидала.

Иеромонах Иоасаф (в миру Иван Тихонович Толстошеев) родился в 1802 году. С 1820 по 1847 год подвизался в Саровском монастыре, являлся собеседником, учеником и свидетелем многих деяний старца Серафима. В Саровском монастыре И.Т. Толстошеев был послушником, с 1847 года подвизался в Печерском Вознесенском монастыре Нижегородской епархии, где был пострижен в монашество. В течение своей долгой жизни иеромонаху Иоасафу довелось быть настоятелем Оранского монастыря и игуменом Павло-Обнорского монастыря. Перед кончиной в 1884 году отец Иоасаф принял схиму с наречением имени Серафим. Погребен он в Серафимо-Понетаевском монастыре недалеко от Дивеевской обители.

При жизни автора «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима» издавались четыре раза и всегда выходили переработанными и дополненными. Это касалось и фактов жизнеописания преподобного Серафима, и чудес старца — прижизненных и посмертных. В 2006 году издательство «Паломник» переиздало книгу иеромонаха Иоасафа, пользуясь изданием 1885 года (посмертным) как наиболее выверенным (2). Книга иеромонаха Иоасафа — одна из главных книг в духовной литературе о святом Серафиме.

В 1844 году появляется одна из первых публикаций о преподобном Серафиме. В «Маяке, журнале современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской» публикуется работа игумена Георгия «Сказания о жизни и подвигах Старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлеченные из записок ученика его».

Эта публикация легла прочно в основу науки о преподобном Серафиме. Неполнота и сухость изложения текста игумена Георгия компенсировалась тем, что это была одна из «первых ласточек» — одна из первых публикаций о старце, и в тоже время практически только из нее мог почерпнуть благочестивый читатель сведения о Серафиме Саровском.

Значительным событием в духовной литературе о преподобном Серафиме стала изданная в 1864 году в Санкт-Петербурге книга Николая Васильевича Елагина «Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника».

Н.В. Елагин родился в 1819 году. Воспитывался в первом кадетском корпусе, после окончания курса служил в гусарском полку. Тогда же начал печататься. На военной службе Н.В. Елагин был недолго, вскоре попросился в отставку, перейдя в штат Императорской Археологической комиссии. В 1848 году назначен цензором Санкт- Петербургского Цензурного комитета. Впоследствии состоял ревизором Человеколюбивого общества. С конца 50-х годов действительный статский советник Н.В. Елагин целиком посвятил себя духовному литературному творчеству. Книга о Серафиме Саровском — главная книга Н.В. Елагина. В ней со многими подробностями, с использованием новых фактов автор описал житие преподобного Серафима. В книгу автор включил целый ряд духовных наставлений Серафима Саровского. Как и иеромонах Иоасаф, Н.В. Елагин много места в книге уделил чудесам преподобного Серафима. Книга стала настольной для многочисленных читателей, чтущих память Саровского старца.

Недаром, до революции она выдержала семь изданий, неоднократно переиздавалась и в наше время (3).

Кроме Н.В. Елагина, среди мирян, писавших в первой половине 19-го века о преподобном Серафиме, следует отметить литературное наследие православного подвижника Николая Александровича Мотовилова.

Н.А. Мотовилов (1809 — 1879) был симбирским помещиком и совестным судьей. Преподобный Серафим исцелил его от неизлечимой болезни. Мотовилов был неоднократным участником боговдохновенных бесед старца. Ему преподобный Серафим доверял свои тайны. Мотовилов являлся учеником старца и сам называл себя «служкой Серафимовым», неся послушание перед Богом и преподобным Серафимом всю свою жизнь. Мотовилов, наряду с немногими другими учениками старца, заботился о Дивеевской обители после святой кончины Серафима Саровского. Таково было благословление старца Н.А. Мотовилову.

Н.А. Мотовилов отличался большими литературными дарованиями и к 1842 году написал житие преподобного Серафима («Жизнь, подвиги и кончина Саровской пустыни иеромонаха и пустынножителя Отца Серафима»), По сложным обстоятельствам рукопись жития долгое время не публиковалась. Первая публикация состоялась в 1990 году в журнале «Литературная учеба». В жизнеописании старца Серафима Н.А. Мотовилова очень много фактического материала, взятого из непосредственного общения автора со старцем, а также рассказов современников Серафима Саровского, записанных Н.А. Мотовиловым, как говорится, из «уст живых свидетелей». Житие, небольшое по объему, отличающееся своеобразным литературным слогом 30-х годов 19-го века. Н.А. Мотовилов твердо верил в святость Серафима Саровского и так писал о нем: «Кто не знал сего любвеобильного Старца — мужа, преисполненного благодати? Его Сердце горело любвию, оно любило все человечество, оно было отверсто для всех. Я знал его и верю, что он велик пред Господом…» (4, 7).

В современном православном книгоиздании житие Н.А. Мотовилова выходило в свет не один раз в публикациях, посвященных Серафиму Саровскому и духовному литературному наследию Н.А. Мотовилова (4, 5, 6).

Исключительным явлением в духовной литературе о преподобном Серафиме стала книга архимандрита Серафима (Чичагова), впоследствии священномученика митрополита Серафима (1856 — 1937) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», послужившая во многом основанием к прославлению и канонизации Саровского Чудотворца. Летопись наиболее достоверно и полно повествует об истории Дивеевской обители, окормляемой старцем Серафимом при жизни и духовно хранимой его благодатной помощью и молитвами после кончины. Содержит «Летопись» всестороннее жизнеописание старца Серафима.

В основу «Летописи» легли архивные материалы Саровской пустыни и Дивеевского монастыря, фактические данные и документы, воссоздающие картину жизни преподобного Серафима. Архимандрит Серафим неоднократно подчеркивает великое значение подвигов старца для религиозной жизни русского народа. Много места уделено в «Летописи» воспоминаниям очевидцев и современников Серафима Саровского. Напечатаны духовные наставления преподобного Серафима православным христианам.

«Летопись» впервые была напечатана в Москве в 1896 году. Книгу читал практически весь образованный православный народ, дошла она до Императора Николая Второго, который по прочтении решился на всероссийское прославление старца. Второе издание «Летописи» последовало в 1903 году.

В наше время «Летопись» неоднократно переиздавалась и до сих пор занимает значимое место среди образцов русской духовной литературы (7).

В 19-м веке были написаны, может быть, самые важные книги о преподобном Серафиме Саровском. Значение их трудно переоценить. Следует упомянуть среди работ, посвященных саровскому старцу, также следующие: воспоминания Дивеевских сестер, записки дивеевского духовника священника Василия Садовского, воспоминания о детских встречах с преподобным Серафимом Надежды Аксаковой, краткое жизнеописание старца Серафима Саровского, выпущенное в 1874 году Серафимо-Дивеевским женским монастырем. Поток духовной литературы, посвященной преподобному Серафиму, к началу 20-го века значительно расширился.

В 1903 году состоялось всероссийское прославление Саровского старца в лике преподобных Русской Православной Церкви. На торжество в Саров прибыли члены императорской фамилии во главе с Императором Николаем Вторым. Многочисленные епископы, клирики и монашествующие были в Сарове. Общее число богомольцев, среди которых были люди всех сословий, достигало ста тысяч человек.

Печатных источников о преподобном Серафиме в 1902 — 1903 годах было такое количество, что для их перечисления потребовался бы большой указатель. Среди авторов, писавших в то время о саровском старце, необходимо упомянуть духовных писателей С.А. Архангелова («Старец Серафим и Саровская пустынь»), С.Булгакова («Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, и его духовные наставления»), Л.И. Денисова («Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»), Н.Е. Добронравова («Чудеса, явленные при открытии святых мощей преподобного Серафима в Сарове»), Н.И. Кедрова («Народный богомолец, преподобный Серафим, старец Саровский»), М.И. Макаревского («Преподобный Серафим»), Л.И. Русского («Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»), Н.Левитского («Житие, подвиги и чудеса преподобного Серафима Саровского»). Были и другие авторы и многочисленные анонимные публикации.

Из писавших о преподобном Серафиме Саровском во время прославления следует особо отметить Е.Н. Поселянина (настоящая фамилия Погожев). Е.Н. Поселянин (1870 — 1930) посвятил свою жизнь благочестивому делу духовного окормления русского народа через литературу. Став духовным писателем, Поселянин написал множество книг о Православной Церкви, особенно много книг создано им для юношества. В 1902 — 1903 годах им написана замечательная книга о старце Серафиме «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец». В предисловии к книге сказано: «Много величавых подвижников вышли из русского народа; что они на своем веку сделали, представляет собой изумительно разнообразную сокровищницу нравственного богатства русского племени. И среди этих дивных людей все же исключительным по мере трудов своих и по достигнутой степени духовных вершин видится старец Серафим… Редко в ком сила духовности доходила до такой отрешенности от всего мирского, редко в ком плоть и все земное до того утончалось, упразднялось, — он точно не жил на земле, а лишь соприкасался с ней. И какое невидимое откровение любви к людям и безграничного смирения явил этот старец, кланявшийся в землю и целовавший руки всякому посетителю: богатому барину и нищему, праведнику и изболевшему в грехах грешнику» (8, 7). Большой любовью к саровскому подвижнику пронизано все то, что писал Е.Н. Поселянин о Серафиме Саровском.

Крупным серафимоведом начала 20-го века являлся Сергей Александрович Нилус (1862 — 1929) — духовный писатель, в 1903 году опубликовавший ценную по богословской сути беседу преподобного Серафима Саровского «О цели христианской жизни». Беседа представляет собой литературное творение Н.А. Мотовилова — его воспоминания о собеседованиях со старцем Серафимом. Цель христианской жизни по Серафиму Саровскому, заключается в стяжании Духа Святого Божиего. Только благодать в душе человека есть тот самый елей в светильнике, о котором гласит Святое Евангелие (9). Наличие этой благодати в христианине соединяет его с Богом и дает ему спасение. Беседа «О цели христианской жизни» явилась подлинным откровением для религиозного общества России начала 20-го века. С ней пытались спорить. Ее пытались опровергать. С.А. Нилуса даже обвиняли в сектантстве. Но большинство читателей приняло эту «Беседу» как знак «свыше», как драгоценное богословское наследие преподобного Серафима.

Публикации о Серафиме Саровском продолжались вплоть до революции. Личность и учение преподобного Серафима привлекло особенное внимание религиозных философов и публицистов Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, М.А. Новоселова, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина, С.Н. Булгакова. Все они были единодушны в благодарной оценке жизни и духовного наследия Серафима Саровского. Перед ними стоял святоотеческий пример православного подвижничества. Именно личность Серафима Саровского в начале 20-го века укрепила многих русских мыслителей в опыте познания живой православной традиции. Русские философы обращали пристальный взор на церковно-мистический опыт святого Серафима в контексте святоотеческого и старческого предания. Некоторые из философов (П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков) обратились в Православие благодаря жизненному святому примеру, каким был Серафим Саровский.

После революции духовная литература о Серафиме Саровском продолжает развиваться, главным образом, в эмиграции. В СССР имя преподобного Серафима употребляется в церковных журналах («Журнал Московской Патриархии»), в основном, в богослужебном контексте. В духовных академиях пишутся отдельные работы, защищаются диссертации, посвященные саровскому старцу, но они немногочисленны. Г нет идеологической цензуры не позволяет развиваться богословской мысли в СССР.

За рубежом выходит ряд ценных работ о святом Серафиме. В первую очередь, это книги эмигрантов, тесно связанных и сотрудничающих с русской церковью в изгнании. В 1931 году выходит в свет книга митрополита Вениамина (Федченкова) (1880- 1961),посвященная Серафиму Саровскому. Она называется «Всемирный светильник», тем самым указывая на мировое значение личности и подвигов Серафима Саровского. А в 1953 году журнал «Вечное» (Париж) издал житие преподобного Серафима, принадлежащее перу Валентины Александровны Зандер (Калашниковой) (1894-1989). Книга вышла анонимно, впоследствии переиздавалась.

Богословское осмысление учения преподобного Серафима о спасении дал в своей книге известный ученый-философ и богослов Владимир Ильин. Его книга носит название «Преподобный Серафим Саровский» и является одной из лучших работ о старце Серафиме как по литературному слогу, стилю написания, так и по содержанию, то есть по глубине поднимаемых в книге богословских проблем.

Духовная писательница русской эмиграции Е.Ю. Концевич (1893-1989) написала книгу «Преподобный Серафим Саровский чудотворец» о жизни и чудотворениях великого русского святого. Эта книга имеет популярный характер, воссоздавая жизнь подвижника Божия.

Зарубежные выпуски этих книг ныне переизданы в России (10; 11; 12; 13).

Также преподобному Серафиму Саровскому посвящены и другие литературные, церковно-публицистические и богословские работы, вышедшие за рубежом. Среди их авторов богословы протоиерей Г.Фроловский, архиепископ Нафанаил (Львов), иеромонах Серафим (Роуз), В.Н. Лосский, прозаик И.С. Шмелев, духовный писатель И.М. Концевич (одна из глав ее трактата «Оптина пустынь и ее время» посвящена святому Серафиму).

С начала 90-х годов литература о Серафиме Саровском начинает издаваться в России. Это связано и с обретением мощей преподобного Серафима (1991 год), и с развитием, прямо говоря, возрождением православного отечественного книгоиздания. Были переизданы многочисленные литературные труды о Серафиме Саровском, изданные до революции, зарубежные книги. Одним из лучших изданий в начале 90-х годов стал двухтомник «Угодник Божий Серафим» (издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993 год). Это издание до сих пор практически не имеет аналогов среди книг о Серафиме Саровском, выпускаемых в современной России. Оно со всей подробностью рассматривает жизнь, подвиги, пастырское служение, чудеса и пророчества Саровского старца (14; 15).

В течение 1990 — 2000-х годов выходили самые разнообразные духовно-литературные книги, посвященные Серафиму Саровскому. Следует сказать, что преподобному

Серафиму посвящено наибольшее количество книг и брошюр, выпускаемых в наше время. Оно исчисляется несколькими сотнями изданий. В 2003 году (столетие со дня канонизации) и в 2004 году (двухсотпятидесятилетие со дня рождения преподобного Серафима) количество книг, брошюр и статей о преподобном Серафиме Саровском еще более возросло.

Из современных серафимоведов следует выделить А.А. Стрижева (составителя многих сборников, посвященных старцу Серафиму, автора ряда ценных статей о святом Серафиме и его духовных детях), В.А, Степашкина (биографа преподобного Серафима, автора наиболее точного жизнеописания старца — «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты» (16), Н.Н. Лисового (историка и богослова, посвятившего часть своих работ и выступлений жизни Саровского подвижника). 15-18 июня 2004 года в Москве и Сарове прошла научная конференция «Наследие Серафима Саровского и судьбы России». По материалам конференции выпущен сборник статей.

В 2008 году Псково-Печерский монастырь издал сочинение студента 3-го курса МДА священника Иоанна Крестьянкина, ныне всемирно известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910-2006), на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Это сочинение было написано Иоанном Крестьянкиным в конце 40-х годов, но автор не смог защитить его в качестве кандидатской диссертации в Московской Духовной Академии, так как был репрессирован (17).

Особое значение в дореволюционном, зарубежном (20-го века) и современном книгоиздании имеют духовные наставления преподобного Серафима Саровского. Они написаны им самим, и некоторая рукописная часть из них ныне хранится в музеях России. Духовные наставления преподобного Серафима Саровского мирянам и инокам, в количестве тридцати трех, впервые были изданы в 1839 году в книге «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни схимонаха Марка» (М., 1839, с. 11-73). Рукопись была предоставлена на рассмотрение митрополита Московского Филарета (Дроздова), который тщательно рассмотрел в рукописи наставления преподобного Серафима, поправил и дополнил некоторые выражения для правильности изложения текста. На сегодняшний день самое полное количество наставлений Серафима Саровского включает в себя 43 наставления. Издание книг о преподобном Серафиме не мыслимо без того, чтобы в него не были включены те или иные наставления старца. Часто в книгах наставления публикуются полностью, редко — фрагментарно. Наставления преподобного Серафима имеют особую ценность, так как написаны человеком Божиим в благодатном духовном состоянии.

Святому Серафиму Саровскому посвящен целый ряд богослужебных текстов. Богослужебная литература включает в себя молитвы, канон, акафисты и службу преподобному Серафиму. Автором акафиста святому Серафиму в статье «Акафист в истории Православной гимнографии» («Православный церковный календарь за 2001 год» издательства Московской Патриархии) назван Иннокентий (Беляев), епископ Тамбовский (акафист напечатан в 1904 году).

Текст службы составил в 1903 году протоиерей московской Троицкой единоверческой церкви Иоанн Звездинский. Исправил службу епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). Как служба, так и акафист имели ряд положительных рецензий архиереев Русской Православной Церкви. Одну из таких рецензий на службу дал в начале 20-го века епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Белавин) — будущий Патриарх (18, 8- 19). В современном православном книгоиздании богослужебные тексты, посвященные преподобному Серафиму Саровскому, неоднократно переиздаются в составе молитвословов, акафистников, каноников и в подобного рода книгах.

Духовная литература о преподобном Серафиме Саровском на сегодняшний день практически неисчислима. Фонд Российской Государственной библиотеки насчитывает около 350 наименований книг о Саровском подвижнике. И это далеко не все изданное.

Среди дореволюционных и зарубежных изданий встречаются библиографические редкости, ждущие своего переиздания.

Наука о Серафиме Саровском продолжает развиваться. Появляются, хотя и редкие, новые биографические сведения о старце. Богословы рассматривают учение Серафима Саровского с разных точек зрения. Хотя, возможно, что главное о Серафиме Саровском и его святости уже сказано.

Православные верующие приникают к духовному наследию Серафима Саровского. Сегодня, как и раньше, образ святого Серафима, при внимательном прочтении книг о нем, приводит многих в Церковь и является путеводной звездой в многосложной духовной жизни.

Примечания.

  1. Новые чудеса преподобного Серафима Саровского: свидетельства и размышления.

—         Нижний Новгород: Глагол, 2006.

  1. Иеромонах Иоасаф. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима,- М.: Паломник, 2006.
  2. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника.- Клин: Христианская жизнь, 2000.
  3. Серафимово послушание (Жизнь и труды Н.А. Мотовилова).- М., 1996.
  4. Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией матери и преподобного Серафима — М.: Отчий дом, 2006.
  5. Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. — М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1998.
  6. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.- М.: Паломник, 2002.
  7. Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец и русские подвижники 19-го века.- М.: Аксиос, 2003.
  8. О цели христианской жизни. Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым.- М.: Ковчег, 2007.
  9. Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский.- М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Ковчег, 2006.
  10. Зандер (Калашникова) В. Житие преподобного Серафима Саровского. В кн.: Подвиг старца Серафима. — М.: Паломник, 1999. с.3-81.
  11. Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. — М.: Лепта, 2003.
  12. Концевич Е.Ю. Преподобный Серафим Саровский чудотворец.- М.: Паломник, 2008.
  13. Угодник Божий Серафим. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. -Т.1, 1993. 368 с.
  14. Угодник Божий Серафим. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. — Т.2, 1993. 320 с.
  15. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты.- Саров: ИНФО, 2008.
  16. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени. — Свято- Успенский Псково-Печерский монастырь, 2008.
  17. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу. История создания: исследование и тексты. — М.: Православный Свято- Тихоновский Гуманитарный университет, 2006.

Автор: Козлов Сергей Николаевич — сотрудник библиотеки филиала ДВФУ в г. Усурийске.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

(Spamcheck Enabled)