4 ноября – День народного единства — занимает уникальное место среди государственных праздников современной России. Его история восходит к событиям 1612 года. Тогда на карту было поставлено слишком многое. Выступление против оккупантов могло обернуться полным уничтожением военных и политических ресурсов страны, а равнодушие – гибелью самого ее народа. Но патриоты Отечества сплотились во имя его свободы и независимости, а их победа стала фундаментом трех последующих веков стабильного державного развития.
В этом году День народного единства отмечается уже в десятый раз, но до сих пор некоторые остаются в неведении, каков смысл праздника. С краткой исторической справкой о событиях Смутного времени, начиная с династического кризиса, вызванного смертью Федора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей, и заканчивая избранием на Земском соборе 1613 года Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых, выступил кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарного образования Школы педагогики ДВФУ Я.Н. Попов.
Наши современники редко задумываются, какая же сила позволила смятенной, обезглавленной, потерявшей привычные механизмы управление России самоорганизоваться и словно бы воскреснуть из небытия. Здесь трудно переоценить роль православной веры и Русской Церкви.
О роли православного духовенства, которое посреди раздора и смущения умов увещевало колеблющихся, направляло мятущихся, мирило раздоры в патриотическом лагере, о духовном и нравственном подвиге патриарха Гермогена и других подвижников рассказал почетный гость мероприятия – настоятель уссурийского храма Святого Серафима Саровского отец Григорий Цуркан.
Атмосферу, соответствующую празднику, помогли создать танцоры из студии «Jam» («Русский вальс») и вокалисты студии «Триумф».
В завершение торжественного заседания весь зал хором исполнил Государственный гимн Российской Федерации.
Доклад протоиерея Григория Цуркан в Школе педагогики ДВФУ
Слово в День празднования Казанской иконе Божией Матери, в День народного единства
Возлюбленные братья и сестры! 4 ноября каждого года по закону все россияне должны отмечать День народного единства. Такое решение в 2005 году принял Президент В. Путин, а утвердила его Государственная дума в виде поправок к Трудовому Кодексу, в котором фиксируются общегосударственные праздничные дни. Сначала его «окрестили» Днём согласия и примирения, но ввиду явного отсутствия таковых в современном российском обществе пришлось искать что-нибудь более приемлемое. Склонялись к тому, чтобы просто возродить православный праздник Казанской иконы Божией Матери, который был учреждён царём Алексеем Михайловичем Романовым в честь изгнания поляков из Кремля в начале ноября 1612 года и окончания Смутного времени. Резон был очевидным: событие для России было и в самом деле судьбоносным, да и символика более чем убедительной — князь Д.Пожарский вошёл в освобождённый от оккупантов Китай-город, держа высоко над головой чудотворную икону Казанской Божией Матери, и поклялся, что в честь освобождения Москвы от поляков построит на Красной площади храм, посвящённый Ей.
Тогда, 402 года тому назад, на Руси свершилось великое историческое событие, на века определившее судьбу Отечества и нашего народа. Закончился по воле Божией и патриотическому усердию православного люда долгий разорительный период, вошедший в историю как Смутное время. Этим событием стало согласие 16-летнего Михаила Романова с решением Земского Собора, избравшего его царём всея Руси в марте 1613 года. Оно стало границей между 15-летней разрухой «в делах и умах» и возрождением России с постепенным превращением её в великую европейскую и мировую державу. Родилась новая царствующая династия, которой было суждено более 300 лет строить и укреплять Русское государство, раздвинуть его пределы от Карпат до Тихого океана, от ледяной Арктики до Памира.
Смутное время началось в 1598 году с кончиной бездетного сына Ивана Грозного Фёдора Иоанновича. Пресеклась династия Рюриковичей. Нарушился привычный и освящённый Богом порядок престолонаследия. Пришлось тогдашним боярам прибегнуть к неслыханной дотоле процедуре — выборам нового царя. Никакого законного положения о выборах не существовало, результат определялся в закулисных интригах кланов. Так на трон взошёл Борис Годунов. Его избрание не было признано народной молвой «легитимным», царя Бориса обвинили в убийстве малолетнего сына Ивана Грозного —царевича Дмитрия.
Страшное похолодание на Руси, случившееся в 1601 —1603 гг., когда даже летом были заморозки и зерно не созрело, чтобы стать семенами, вызвало небывалый голод. Это уже было расценено как наказание Господнее. Начались народные волнения, переросшие в восстание. В такой обстановке появился авантюрист Лжедмитрий I, который с помощью поляков и обозлённой черни захватил Москву и короновался русским царём. В это «злое время» всё было построено на лжи, коррупции, предательстве. Доведённые до белого каления москвичи подняли восстание в 1606 г., свергли и убили Лжедмитрия I. Бояре избрали ещё одного царя из своей среды — Василия Шуйского, но и ему в народе веры особой не было. Появился опять с польской подачи новый претендент на продолжение за-конной династии Рюриковичей Лжедмитрий II — Тушинский вор. В России создалось два правительства: в Москве — власть царя Василия Шуйского, а в подмосковном селе Тушино обосновалось правительство Лжедмитрия II, в котором верховодили поляки. Бедлам был вселенский. Все носители светской власти утратили в глазах народа всякое доверие. Однако сердце русского народа в виде Русской Православной Церкви продолжало биться, что вселяло надежду на спасение Отечества. Как в своё время преподобный Сергий Радонежский подвигнул московского князя Дмитрия на ратный подвиг на Куликовом поле, так и теперь роль духовных вождей выпала православным священнослужителям. Патриарх Гермоген стал непоколебимым защитником Православия, а вера тогда воспринималась как синоним суверенитета, национального единства.
Достоверные сведения о святителе имеются с 1579 года, со времени его священства в церкви Святителя Николая города Казани. После принятия монашества он достиг сана архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в той же Казани, а 13 мая 1589 года был возведен в сан архиерея и начал собой ряд казанских митрополитов. Святитель Гермоген, будучи митрополитом, составил сказание о явлении Казанской иконы, из которого известно, что в июне 1579 года после пожара, уничтожившего половину города, девятилетней девочке Матрене Онучиной явилась во сне Пречистая Богородица и велела возвестить архиепископу Иеремии и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, Ее икону (она была спрятана там от мусульман еще до взятия Казани). Словам девочки не придали значения. Но поскольку сон повторился еще дважды, Матрена сама с помощью матери откопала образ. Икона Царицы Небесной сияла чудным светом. По благословению архиепископа священник ближайшего, Никольского храма, будущий патриарх Московский Гермоген, с крестным ходом отнес икону в свой храм.
Ревностный защитник Православия, просветитель татар Казанского царства Гермоген, 3 июня 1606 года был посвящен в сан Патриарха.
В страшное, тяжелое время он стал во главеРусской Церкви. Воцарение Василия Шуйского только разжигало смуту. Царь совсем растерялся, упал духом. В противоположность этому Святейший Патриарх Гермоген обнаружил великую духовную силу и мужество, он прежде всего направил мысль и сознание народа на покаяние перед Богом.
Враги Василия Шуйского требовали свержения его с престола. Раздался один голос в пользу закона и злосчастного царя — голос Гермогена. С жаром и твердостью Патриарх разъяснил народу, что нет спасения там, где нет благословения свыше, что измена царю есть злодейство, всегда караемое Богом, и она не избавит, а еще глубже погрузит Россию в бездну ужасов. Но немногие твердо стояли за Шуйского. В 1609 году мятежники вытащили Патриарха Гермогена на Лобное место среди Красной площади и, тряся его за ворот, бросая ему песок в лицо, требовали, чтобы он присоединился к ним для низложения с престола царя Василия Иоанновича, ссылаясь на то, что царь был избран одной Москвой без участия других городов и что из-за него льется много крови. Но Патриарх решительно защитил царя.
Скоро (в сентябре 1609 года) в пределы России вторгся сам польский король Сигизмунд и осадил Смоленск. А 17 июля 1610 года в Москве вспыхнул мятеж против царя Василия Иоанновича. С Красной площади толпы двинулись к Серпуховским воротам, куда насильно привели и Патриарха Гермогена. Здесь раздался только один голос за царя Василия Иоанновича: то был голос Гермогена, который продолжал стоять за него по присяге как за законного Государя, венчанного Церковью на царство. Но увещания старца святителя были безуспешны, и царь Василий Иоаннович в тот же день был низвержен и удален из Кремля в свой дом на Арбате. На другой день Патриарх еще раз вышел на площадь к народу и уговаривал его возвратить Шуйского на царство, но враги царя Василия успели уже насильно постричь его в монахи.
Противники царя, подкупленные поляками, отправили царя Василия в Польшу, где он через два года умер в заточении.
Когда верховная власть перешла к боярской Думе, когда бояре решили призвать на русский престол польского королевича Владислава, снова поднял свой голос против этого опасного для Отечества шага святейший Патриарх Гермоген. Он прямо заявил, что он против призыва иноземца-поляка, что необходимо избрать на престол православного царя из русских, причем указывал на юного боярина Михаила Феодоровича Романова как на лицо достойное царского венца по его родству с угасшим родом святого Владимира.
Бояре не послушали Патриарха, но все же сделали ему уступку: по его настоянию они потребовали, чтобы Владислав прежде вступления на престол принял Православие, женился бы на русской, не раздавал должностей полякам, и, для ограждения государства от внесения в него чего-либо нерусского, требовали, чтобы королевич ничего не предпринимал в верховном управлении без согласия боярской Думы, а в законодательстве и налогах — без одобрения Земского собора. Только на этих условиях и после тяжелой внутренней борьбы Патриарх дал свое согласие на приглашение Владислава.
Однако вскоре польский король Сигизмунд стал требовать, чтобы вместо Владислава русские присягнули ему самому. Приверженцы короля Сигизмунда стали требовать присяги королю от Патриарха. Тогда мужественный Патриарх торжественно объявил, что разрешает всех от присяги королевичу Владиславу и благословляет ополчиться за веру православную, и разослал об этом грамоты по городам.
Тогда непреклонного восьмидесятилетнего Патриарха посадили под стражу. Десять месяцев томился он в заключении. Питался бросаемым ему ежедневно по одному снопу овсом. Сам польский воевода вместе с боярами приходил к нему просить, требовать, умолять, чтобы он запретил ополчениям подходить к столице, грозили смертью. Патриарх указав на небо, промолвил: «Единого боюсь, живущего там». Святая душа несломленного старца 17 февраля 1612 года отошла ко Господу.
Не стало великого Патриарха Гермогена, но грамоты в его духе рассылали по всем городам России. Первыми откликнулись на священный призыв спасения Отечества нижегородские граждане во главе с Кузьмой Мининым. Ополчение под предводительством князя Пожарского собралось и окружило тесным кольцом Москву и очистило ее от поляков, но Кремль оставался еще в руках врагов.
Когда исчезала уверенность в спасение своими силами, наши предки усерднее взывали к небесной помощи, в которую так глубоко верили. Благочестивые воеводы избрали в мощное предводительство себе и всему ополчению Небесную Воеводу, чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Пред началом штурма Москвы наши благочестивые предки три дня провели в посте и усердной молитве перед иконой. Господь услышал молитвенный вопль болезнующих об Отечестве. В ночь перед приступом русского ополчения на Кремль томившемуся там в тяжком плену у поляков архиепископу Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений! Ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд об Отечестве преложен на милость. Завтра Москва будет в руках русских — и Россия спасена».
Быстро облетела спасительная весть славное воинство. И вот 22 октября 1612 года русское ополчение пошло на штурм Кремля с великой святыней в руках. Враги, несмотря на свое ожесточение, не в силах были противостоять благочестивым россиянам. Кремль был освобожден. В благодарную память о чудесном спасении земли Русской Пресвятой Богородицей и установлен тогда же нашими предками праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1636 году на Красной площади в Москве был возведен один из самых известных московских храмов — Казанский собор. Туда и была перенесена икона-освободительница, которая еще не раз спасала землю русскую: перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери; в 1812 году перед этим образом стоял на коленях князь Михаил Кутузов, со слезами моля Пречистую Богородицу спасти Россию.
И в Великую Отечественную войну Казанская икона Божией Матери хранила русскую землю: покров Богородицы был простерт и над осажденным Ленинградом, и над Москвой.
Известный великий историк В. О. Ключевский писал: «Крепкие национальные и религиозные связи спасли общество». Духовное единство народа крепче, чем любое иное.
Святые равноапостольные просветители Мефодий и Кирилл оставили нам, славянам, в IX веке следующее завещание: «Вы приняли безценный дар – святое Православие. Храните его. Если вы ослабнете в Православной вере – вас одолеют враги ваши, и вы станете их рабами».
Да храним же, братия и сестры христиане, нашу святую веру православную!
Протоиерей Григорий Цуркан – внештатный помощник командующего 5-й Армией ВВО по работе с верующими, заместитель руководителя отдела Владивостокской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами РФ.