В начале 1890-х годов изменилась география заселения Южно-Уссурийского края. Связано это было со строительством Уссурийской железной дороги. Переселенцы из центральной России стали активно осваивать приморские земли. Жизнь православных людей была немыслима без храма, а ближайшие церкви находились на достаточно отдаленном расстоянии. Так, в1885 году генерал-губернатор Приморской области И.Г.Баранов писал епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому Гурию (Буртасовскому): «Значительное количество переселенцев, прибывших в течение последних трех лет в Южно — Уссурийский край, чувствуют настоятельную потребность в церкви и близости священника. Их повергает в глубокую скорбь, что люди умирают без напутствия и принятия святого причастия, что хоронить приходиться без панихиды, которая совершается много времени позже. Крестьяне тоскуют, что дети их часто умирают некрещеными. Удовлетворение такой религиозной потребности составляет весьма важное условие для устройства быта переселенцев…».
С 1883г. здесь начался значительный рост численности прихожан, так как государство стало осуществлять переселение морским путем из Одессы во Владивосток, активизировав в целом колонизационную политику. Заметно увеличилось основание новых селений, что в свою очередь ставило проблему открытия приходов. С 1883 по 1893 г. в Южно-Уссурийском крае было создано 142 населённых пункта, хотя до этого времени данный район был малозаселённым, в то время как в Амурской области за тот же период появилось только 45 селений. Если в первые 20 лет переселения, в регионе проживало около 10 тыс. православных жителей, то только за пять лет, к 1885 г., их численность увеличилась более чем в два раза и составила около 22 тыс., а ещё через четыре года колебалась в пределах 46 тыс. человек. В связи с такими изменениями в численности православного населения края возникла острая необходимость строительства церквей в новых селах. Но храмы на Руси строились силами сельских общин, а переселенцы не имели на это достаточных средств.
В числе нуждающихся в строительстве церкви оказались и жители железнодорожного поселка Кетрицево, основанного в 1891г. (позже станция Никольская, ныне – Уссурийск).
Для оказания помощи сельским обществам администрация края использовала остатки переселенческого кредита на строительство храмов. По решению администрации края и епархиального начальства, среди прочих сел, на строительство церкви и школы в пос. Кетрицево была выделена сумма 7000 руб.
Известно, что Иоанн Кронштатский жертвовал на строительство храма сумму в 500 руб. Строительство храма в пос. Кетрицево было окончено в 1898 году, а в 1899 храм был освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Церковно – приходская школа железнодорожного посёлка
Церковь, принимала активное участие в развитии школьного дела в железнодорожном поселке. До революции дети из крестьянского и рабочего сословия получали начальное образование в церковно-приходских школах. Обучение мальчиков и девочек было раздельное.
О церковно-приходской школе железнодорожного поселка известно немного. Преподавателями часто становились люди, оставившие яркий след в истории города и края.
Так Закон Божий с 1901 г. по 1905 г. преподавал отец Владимир (Давыдов), личность известная и творческая. Он был переведён из села Осиновка в Никольскую железнодорожную церковь 31 мая 1901 г. С сентября того же года отец Владимир стал совмещать обязанности приходского священнослужителя с должностью члена Никольск-Уссурийского отделения Епархиального Училищного Совет. 5 сентября 1905 году он был переведен в г. Владивосток, где его деятельность приобрела епархиальный характер. Вскоре отец Владимир был назначен редактором «Владивостокских епархиальных ведомостей».
Одной из первых преподавателей школы для мальчиков была Анастасия Георгиевна Ильичева, выпускница Бердянской женской гимназии (1902 г). Позже Закону Божиему учил Леонтий Антонович Дулин, выпускник духовной семинарии. С 1906 по 1910 гг. он преподавал в железнодорожном училище г.Никольск –Уссурийска. В 1911 г. принял сан священника и с 1912 служил в Никольской железнодорожной церкви. Попечителем школы в то время был доктор медицины Ланковский.
История храма тесно переплетена с историей железнодорожного училища. В Государственном архиве Хабаровского края хранится, изданный в Харбине отчёт железнодорожных школ от 1910 года; «Начальное образование на КВЖД и Уссурийской линии». Заведующий школой Н.Д.Скрябин в отчете от 1909 г. отмечает: «В Никольске при громадном составе учащихся (231 ученик) школа, находящаяся в жилом доме, совершенно переполнена. Старшие отделения временно помещены в церковную сторожку». (Находилась на территории храма Николая Чудотворца.)
В 1912 г. открылась одноклассная церковно-приходская школа для девочек, получившая название «вокзальной». В нее было принято 67 девочек. В одноклассной школе был четырехлетний цикл образования.
С 1914 по 1922 год в Никольском храме железнодорожного поселка служил Бажанов Иннокентий Михайлович, ранее священник Осиновской церкви.
Известно, что в 1916-1917, в период гражданской войны и последующей интервенции заведующим «вокзальной» церковно-приходской школы был священник Никольской железнодорожной церкви Кессельман Михаил Алексеевич (1866-1937). Когда церковь закрыли, он организовал церковную службу в железнодорожной слободке в частных домах, но все их закрывали. Затем перешёл служить в кафедральный собор во Владивостоке, где служил до 1931г., затем вернулся настоятелем в г. Ворошилов (так раньше назывался Уссурийск)
Это были страшные времена в истории русской Православной церкви, когда большинство храмов были закрыты или разрушены, а священники подвергнуты репрессиям. Железнодорожный храм святителя Николая на слободе не избежал этой участи и также не сохранился.
Но есть сведения, что храм простоял до начала сороковых годов, а церковные постройки были использованы под здание детского сада.
Вот, что вспомнила прихожанка нашего храма Лидия Федодеева (год рождения 1936г.): «Возможно, храм ещё стоял в начале Великой Отечественной войны, но мы, дети, здесь постоянно бегали и я не помню, чтобы на этом месте стоял храм, а вот детский сад хорошо помню, говорили, что здание принадлежало церкви».
Учительница Ольга Григорьевна Гаврилюк рассказывает, что водила в ясли своего сына, но в конце 1989 года они были закрыты и ребёнка перевели в 101 сад. Ясли располагались в одноэтажной постройке. В помещениях завелся опасный грибок и их сожгли.
Мы так и не узнали точно, когда был разрушен храм. В городском архиве нет никаких документов. Ничем не смогли нам помочь и в городском музее.
Из исследовательской работы Петренко Даниила
(12 лет учащийся воскресной школы)
Руководитель: Андрейкина Н.Ф. (преподаватель воскресной школы)
2013 г.