Воскресение Христово — Пасха

Православные праздники

Воскресение Христово - Пасха

Пасха – Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа – главный праздник Церкви. Слово «Пасха» происходит от еврейского песах (прохождение мимо). Этим словом именовался в Ветхом Завете праздник, посвященный исходу евреев из египетского плена.

Свершилось предсказанное Спасителем — и Господь наш Иисус Христос был предан на крестные страдания и смерть одним из учеников своих Иудой Искариотом. Господь был схвачен, предан пыткам и распят на кресте. Кровью и смертью Своей омыв и искупив наши грехи, он был похоронен в новой каменной гробнице. Все это в страхе перед славой Иисуса Христа было совершено перво­священниками и старейшинами иудейскими с поспешностью. Враги не переставали преследовать распятую Истину даже во гробе: убившие Спасителя, утвердили гроб Его печатью и оградили его неприкосно­венность стражей.

Но от мира сокрыто было то, что происходило в это время за дверью живоносного гроба. Здесь покоилось Пречистое Тело Господа; божественною душою Своею Он сошел в бездну преисподней, где от века томились души всех людей. С проповедью Евангелия и отпущения грехов сошел Господь в ад и Своей Божественной властью вывел оттуда пра­родителей Адама и Еву, ветхозаветных пророков и праведников. Кончилось владычество смерти и диавола.

Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью. Окончательная победа над смертью не могла быть одержана, пока не был уничтожен источник ее в мире — грех, внесший в него раздвоение. Борьба же с грехом без Христа, без Его учения невозможна для человека.

Событие Воскресения Христова — величайший христиан­ский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу.

Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю, и служба в это время совершается особенная, торжественнее, чем во все другие праздники и дни. Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. Многократно звучат в этот и последующие дни во время Богослужений слова: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение. Весь мир — материальный и духовный, видимый и невидимый — торжествует и радуется, сливается с вечной жизнью Царства Небесного.

Богослужения этой недели совершаются при открытых Царских Вратах — в знак того, что теперь Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия Божия. Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами: «Христос Воскресе!» и ответными: «Воистину Воскресе!» Христосуемся и обмениваемся крашеными (красными) яйцами, освященными вместе с куличами после первой Пасхальной Литургии. Они служат символом новой, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя. Всю неделю звонят во все колокола. Начиная с первого дня Святой Пасхи до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов полагать не положено.

В первый после Пасхальной Недели вторник Святая Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение умерших, потому и день этот называется Радоницей. Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих родных и близких.

Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе в течение всего года — в воскресенье.

В 2016 году православные христиане встречают Пасху 1 мая.

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского
г. Уссурийска протоиерей Григорий Цуркан