Православные праздники
Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. Желая спасти человеческий род, Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю.
Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме во время царствования Октавиана Августа.
В то время император Август, под властью которого находилась Иудея, объявил перепись всего народа: каждый должен был записаться в том месте, откуда был родом. Праведный Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостиницах из-за множества народа пришедшего записываться. Иосиф и Дева Мария нашли прибежище в пещере, которая служила загоном для овец. Среди сена и соломы для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства родился Богочеловек, Спаситель мира.
Первыми о свершившемся узнали пастухи, пасшие неподалеку свой скот: вдруг перед ними явился Ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Как только Ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь».
Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Деву Марию, Иосифа и Младенца, лежавшего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Матерь Божия сохранила в сердце Своем все слова их.
В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Звезда шла перед ними и остановилась над местом, где был Младенец.
Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария
На восьмой день после рождения Спасителя, согласно Закону, Матерь Его и Иосиф, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.
Праздник Рождества Христова — это праздник примирения человека с Богом, предвозвестие искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы. Не случайно поэтому день Рождества — второй по значимости после Пасхи.
В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Первый раз праздник Рождества Христова отмечался на Руси в 988 году. Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всём христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные ёлки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобные тем, что горели в Вифлеемском хлеву.
Считается, что елка — неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку — это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая — вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали исключительно белыми и синими шарами.
Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались. За 6 недель до начала праздника начинался строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни, посещали тюрьмы и раздавали милостыню.
В канун Рождества — Сочельник — пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, а уж после — скоромное, начинался великий Мясоед.
Название «сочельник» — от слова «сочиво», так именовалось блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока», смешанного с мёдом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельчённые ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растёртого мака. Этим блюдом начиналась трапеза, как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник.
Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.
Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы.
С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней, до Крещения.
Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний. В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Пост в святочные дни отменяется. Но святки – это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд».
Лет 100-200 назад в России была прекрасная традиция домашних театров на библейские темы, особенно любили наши предки устраивать рождественские вертепы – так назывались представления на тему рождения Господа Иисуса Христа. В этом действии принимали участие все члены семейства, от самых маленьких ребятишек до убеленных сединами домочадцев. Дети и взрослые шили себе костюмы, разучивали роли, мастерили декорации.
Однажды начавшись, Рождество Христово продолжается бесконечно в людских душах.
Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан