Духовная жизнь — это непрестанная борьба за свое сердце, находящееся в тесной осаде наших же страстей. И как во всякой баталии, тут есть место и подвигу, и предательству. Вот только цена предательства — наша бессмертная душа, которая для Господа дороже всего мира
Из трех действующих сил, или способностей, человека — ума, чувства и воли — каждой принадлежит и свое особое место, и свое особое значение в общем строе душевной жизни.
Ум через ощущения, восприятия и представления, через анализ и обобщения познает окружающий мир. Чувство приобщает этот мир к внутренним переживаниям человека, к эмоциональным откликам на него. Воля вводит человека в реальную, практическую связь с ним. Каждая из этих способностей не исключает других, а действует в той или иной степени совместно с ними.
Совместное действие этих трех сил особенно заметно в инстинктах, где они действуют единым порывом или требованием, а также в интуиции, где они действуют совместным проникновением в самое существо вопроса или дела.
Из всех трех способностей души особым богатством и разнообразием отличаются чувства. И это потому, что «чувство вообще есть та психологическая форма, в которой первоначально заявляет себя нашему сознанию всякая потребность, в том числе и нравственная».
Сюда относятся чувства: органическое, умственное, религиозное, эстетическое, этическое.
Органическое чувство сигнализирует нашему сознанию, каково состояние организма, его общее самочувствие: здоров ли он или нездоров, полон ли сил и готовности к действию или ослаблен в решимости проявлять себя в действии.
Умственное чувство сопровождает работу интеллекта и свидетельствует о повышении или понижении его интереса к делу, о живом или инертном отношении к нему познающего «я» нашей личности.
Религиозное чувство заполняет всю сферу души и определяет ее отношение к Богу, миру и человеку. Ему принадлежит решающий голос во всех жизненных вопросах верующего человека. Им определяется основное направление его жизни.
Эстетическое чувство — чувство красоты, гармонии, порядка, чина, строя, лада, Оно участвует во всем, что имеет отношение к личной жизни человека. Красиво, прекрасно все, на чем лежит печать согласия, единения, общности, дружбы, любви, подвига. Уже сама жизнь прекрасна, если заполнена высшими интересами личности и общества. Все моральное (доброе) есть вместе с тем и прекрасное, и истинное. Три сестры — истина, красота и добро (добродетель) наполняют, украшают, возвышают, облагораживают, одухотворяют жизнь человека, если действуют совместно, объединяя свои усилия для достижения высокого назначения человека, его нравственного, подлинно человеческого достоинства.
Этическое, или нравственное, чувство — наиболее действенное и ответственное из всех внутренних чувств человека, касающихся его самого.
Нравственное чувство призвано контролировать помыслы, слова, намерения и дела человеческой жизни и управлять ими. Оно наделено особой зоркостью, так как не только видит доброе и злое в душе человека, но и предвидит последствия их. Нравственное чувство переживает и мучается за те тайные, скрытые страсти, заблуждения, за тот обман, лицемерие, которые обычно таятся в душе человека.
Нравственное чувство оценивает не внешний предмет, побуждающий нас к действию, а нашу личную волю, проявившуюся в этом действии. Поэтому оно одобряет или порицает нас же самих (наше «я») за эти действия, являясь нашим внутренним самоконтролем.
Само по себе нравственное чувство не мыслит, не рассуждает, не прибегает к мышлению и его оценке, а само сразу же одобряет или не одобряет нашу волю, совершившую какой-либо поступок. Оно действует решительно, непосредственно и непроизвольно. И это потому, что нравственное чувство принадлежит нашей духовной природе, нашему духу, его непосредственному голосу. Оно рождается изнутри, из недр нашего духа, всегда готовое сразу же оценить все то, что им только что воспринято. Если же возникают колебания в моральной оценке, то нравственное чувство скорее скажет «нет», чем «да».
Нравственное чувство не пассивное, а активное состояние (переживание). Побуждая волю человека отвергать зло, оно готово всеми силами души бороться за торжество добра.
При этом нравственное чувство заявляет о себе то как чувство стыда, то как укоры совести, то как требования долга, то как сознание обязанностей или ответственности за свое поведение.
Нравственному чувству с глубокой древности присуща тесная связь с религиозным. Содержание каждого из этих чувств характеризуется следующими чертами. В религиозном чувстве рождается и живет стремление к Абсолютному, Бесконечному, а в нравственном — стремление к истинно доброму. Поэтому душой религии является любовь к Богу, а душой нравственности — любовь к человеку, ближнему. Связь этих двух чувств настолько жива и тесна, что малейшее угасание одного чувства сразу же сказывается ослаблением в другом. Религия без нравственности — дерево без плода. Смысл взаимоотношения этих двух основополагающих чувств в человеке в том, чтобы восполнять друг друга и тем удовлетворять высшие религиозно-нравственные потребности человека.
Нравственное чувство — наиболее субъективное и человечное из всех других чувств. Оно затрагивает существо человека и исходит из его сердцевины — из внутренней самооценки и самоконтроля. Это чувство можно назвать ответственным внутренним судилищем, где всякое явление оценивается и переживается как доброе или злое, как честное или бесчестное, как достойное человека или недостойное.
Весь процесс переживаний сопровождается осознанием содержания их и называется нравственным сознанием. Но оценивает эти чувствования не само сознание, как таковое, а самосознающий дух или разум человека. Наш дух нигде так часто не встречается сам с собой, не созерцает, не оценивает себя, как в нравственных переживаниях. И ничто так не содействует его росту и духовно-нравственному совершенствованию, как эти встречи с самим собой, когда они протекают нелицеприятно, честно, с верой в Бога и надеждой на Его помощь (как это и происходит на исповеди).
Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан