Нравственное чувство

Духовная жизнь — это непрестанная борь­ба за свое сердце, находящееся в тесной осаде наших же страстей. И как во всякой баталии, тут есть место и подвигу, и предательству. Вот только цена предательства — наша бессмерт­ная душа, которая для Господа дороже всего мира

 Из трех действующих сил, или способностей, человека — ума, чувства и воли — каждой при­надлежит и свое особое место, и свое особое значение в общем строе душевной жизни.

Ум через ощущения, восприятия и представ­ления, через анализ и обобщения познает окружающий мир. Чувство приобщает этот мир к внутренним переживаниям человека, к эмоцио­нальным откликам на него. Воля вводит чело­века в реальную, практическую связь с ним. Каждая из этих способностей не исключает других, а действует в той или иной степени совместно с ними.

Совместное действие этих трех сил особенно заметно в инстинктах, где они действуют еди­ным порывом или требованием, а также в ин­туиции, где они действуют совместным проник­новением в самое существо вопроса или дела.

Из всех трех способностей души особым богатством и разнообразием отличаются чув­ства. И это потому, что «чувство вообще есть та психологическая форма, в которой перво­начально заявляет себя нашему сознанию вся­кая потребность, в том числе и нравственная».

Сюда относятся чувства: органическое, ум­ственное, религиозное, эстетическое, этическое.

Органическое чувство сигнализирует нашему сознанию, каково состояние организма, его об­щее самочувствие: здоров ли он или нездоров, полон ли сил и готовности к действию или ослаблен в решимости проявлять себя в дей­ствии.

Умственное чувство сопровождает работу ин­теллекта и свидетельствует о повышении или понижении его интереса к делу, о живом или инертном отношении к нему познающего «я» нашей личности.

Религиозное чувство заполняет всю сферу ду­ши и определяет ее отношение к Богу, миру и человеку. Ему принадлежит решающий голос во всех жизненных вопросах верующего челове­ка. Им определяется основное направление его жизни.

Эстетическое чувство — чувство красоты, гармонии, порядка, чина, строя, лада, Оно уча­ствует во всем, что имеет отношение к личной жизни человека. Красиво, прекрасно все, на чем лежит печать согласия, единения, общности, дружбы, любви, подвига. Уже сама жизнь пре­красна, если заполнена высшими интересами личности и общества. Все моральное (доброе) есть вместе с тем и прекрасное, и истинное. Три сестры — истина, красота и добро (доброде­тель) наполняют, украшают, возвышают, обла­гораживают, одухотворяют жизнь человека, если действуют совместно, объединяя свои усилия для достижения высокого назначения человека, его нравственного, подлинно человеческого достоинства.

Этическое, или нравственное, чувство — наи­более действенное и ответственное из всех внут­ренних чувств человека, касающихся его самого.

Нравственное чувство призвано контролиро­вать помыслы, слова, намерения и дела чело­веческой жизни и управлять ими. Оно наделено особой зоркостью, так как не только видит доброе и злое в душе человека, но и предвидит последствия их. Нравственное чувство пережи­вает и мучается за те тайные, скрытые страсти, заблуждения, за тот обман, лицемерие, которые обычно таятся в душе человека.

Нравственное чувство оценивает не внешний предмет, побуждающий нас к действию, а нашу личную волю, проявившуюся в этом действии. Поэтому оно одобряет или порицает нас же самих (наше «я») за эти действия, являясь на­шим внутренним самоконтролем.

Само по себе нравственное чувство не мыслит, не рассуждает, не прибегает к мышлению и его оценке, а само сразу же одобряет или не одобряет нашу волю, совершившую какой-либо поступок. Оно действует решительно, непосред­ственно и непроизвольно. И это потому, что нравственное чувство принадлежит нашей ду­ховной природе, нашему духу, его непосред­ственному голосу. Оно рождается изнутри, из недр нашего духа, всегда готовое сразу же оценить все то, что им только что воспринято. Если же возникают колебания в моральной оценке, то нравственное чувство скорее скажет «нет», чем «да».

Нравственное чувство не пассивное, а актив­ное состояние (переживание). Побуждая волю человека отвергать зло, оно готово всеми сила­ми души бороться за торжество добра.

При этом нравственное чувство заявляет о себе то как чувство стыда, то как укоры совести, то как требования долга, то как созна­ние обязанностей или ответственности за свое поведение.

Нравственному чувству с глубокой древности присуща тесная связь с религиозным. Содержа­ние каждого из этих чувств характеризуется следующими чертами. В религиозном чувстве рождается и живет стремление к Абсолютному, Бесконечному, а в нравственном — стремление к истинно доброму. Поэтому душой религии является любовь к Богу, а душой нравственно­сти — любовь к человеку, ближнему. Связь этих двух чувств настолько жива и тесна, что малейшее угасание одного чувства сразу же сказывается ослаблением в другом. Религия без нравственности — дерево без плода. Смысл взаимоотношения этих двух основополагающих чувств в человеке в том, чтобы восполнять друг друга и тем удовлетворять высшие религиозно-­нравственные потребности человека.

Нравственное чувство — наиболее субъектив­ное и человечное из всех других чувств. Оно затрагивает существо человека и исходит из его сердцевины — из внутренней самооценки и са­моконтроля. Это чувство можно назвать ответ­ственным внутренним судилищем, где всякое явление оценивается и переживается как доб­рое или злое, как честное или бесчестное, как достойное человека или недостойное.

Весь процесс переживаний сопровождается осознанием содержания их и называется нрав­ственным сознанием. Но оценивает эти чувст­вования не само сознание, как таковое, а само­сознающий дух или разум человека. Наш дух нигде так часто не встречается сам с собой, не созерцает, не оценивает себя, как в нравст­венных переживаниях. И ничто так не содей­ствует его росту и духовно-нравственному совершенствованию, как эти встречи с самим собой, когда они протекают нелицеприятно, честно, с верой в Бога и надеждой на Его помощь (как это и происходит на исповеди).

 

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан