Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы относит нас к самым первым годам жизни Девы Марии, когда Её праведные родители Иоаким и Анна решились исполнить данный ими обет — отдать на служение Богу рожденное ими дитя.
Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года, святые праведные Ее родители, Иоаким и Анна, созвали в Назарет, где они жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, — ибо сам праведный Иоаким был из рода царского, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, — а также хор непорочных дев. Провожаемые народом с пением духовных песнопений, они отправились в трехдневный путь, ведущий от Назарета до Иерусалима.
Достигнув города Иерусалима, они торжественно приблизились к храму. Впереди Пречистой Девы Марии шел хор дев с зажженными свечами в руках. За ними радостно следовало все множество родственников, соседей и знакомых, держа в руках свечи и окружая Пречистую Деву, как звезды светлую луну, на удивление всему Иерусалиму.
Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущую в храм. Лестница же эта имела пятнадцать высоких ступеней по числу пятнадцати степенных Псалмов, ибо на каждой из этих ступеней всходившими для служения священниками был пет отдельный Псалом. Трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи и поддержки быстро взошла наверх по этим высоким ступеням.
Поднявшись на самую верхнюю ступень, Она стала, укрепляемая невидимою силою Божиею. Первосвященник Захария встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем, по внушению Духа Святого, ввел Деву Марию в главную часть храма, называемую Святая Святых в которую сам, согласно Закону Моисея, входил только раз в год. Там Первосвященник отвел Пречистой Деве место для молитвы. Изумленный народ тогда не понял, почему Она удостоилась столь высокой чести.
Через это событие Бог указал на будущее призвание Девы Марии стать Храмом Божиим – Матерью Богомладенца Христа.
Вручив дитя свое воле Отца Небесного, праведные родители Иоаким и Анна принесли дары Богу и, получив благословение, возвратились со всеми своими родственниками домой. По прошествии нескольких лет, после введения Девы Марии во храм, праведный Иоаким умер, восьмидесяти лет от роду. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, непрестанно молясь в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рождения.
Преблагословенная же Дева с начала жизни своей в доме Господнем отдана была в помещение для девиц, причем к Ней приставлены были девицы по летам более взрослые и искусные в писании и рукоделии, чтобы Богоотроковица с младенчества научилась и писанию, и рукоделию. Дева скоро научилась Священному Писанию в совершенстве, а также и рукоделию — притом научилась этому рукоделию так, что впоследствии, Своими руками сделала Господу Иисусу хитон, не сшитый, но весь тканый.
Пречистой Деве, как и другим девицам, пища подавалась от храма. Она же отдавала ее нищим и странникам, ибо, как воспевает Церковь, Она питалась хлебом небесным. Первосвященник Захария своими глазами видел, как Ангел Небесный приносил Ей пищу во Святая Святых.
Так Пресвятая Мария в постоянных молитвах, чтении Священного Писания и рукоделии для нужд храма прожила при храме Божием около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивою, во всем покорною Богу, необычайно скромною и трудолюбивою. Пребывая во время молитв во Святая Святых с Ангелами, Пречистая Дева пожелала жить в ангельской чистоте и посвятить всю свою жизнь только одному Богу. Она первая обручила свое девство Богу, ибо в Ветхом Завете необычно было девам не вступать в брак, так как супружество было в большем почете, чем девство; она же вопреки этому предпочла девство супружеству и, уневестившись Богу, служила Ему чистым своим девством.
Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью 4 декабря (21 ноября по старому стилю). Этот великий праздник напоминает каждому христианину о значении храма в деле спасения души, а также необходимости христианского воспитания детей. Вся жизнь православного христианина от рождения до смерти тесно связана с храмом Божиим.
Этот день мы должны воспринимать и отмечать как начало нашего спасения.