Глава Восьмая

Преподобный Серафим Саровский. Икона нач. XX века из храма во имя святого апостола Филиппа в Новгороде

Преподобный Серафим Саровский. Икона нач. XX века из храма во имя святого апостола Филиппа в Новгороде

Мать Николая Александровича Мотовилова рано овдовела. В 1816 году, когда ему было всего семь лет, они приехали из своего Лукояновского име­ния в Саров к отцу Серафиму, который тогда еще был в затворе, но, начал уже принимать посетителей. Пока вдова слушала наставления старца, ребенок заскучал и стал играть, бегать по келлии. Мать остановила его, а отец Серафим возразил:

— С малюткой Ангел Божий играет, матушка! Как можно ребенка останавливать в его беспечных играх!.. Играй, играй, деточка, Христос с тобой!

Эти слова мальчик запомнил на всю жизнь.

Потом он учился в Казанском университете, где увлекла его светская жизнь, он закружился в суете. Враг рода человеческого подталкивал его к безбожию, а однажды чуть и вовсе не погубил, когда, ожидая наказания за один про­ступок в университете, он хотел утопиться в Черном озере. Была темная ночь. Только он собрался кинуться в воду, вдруг какой-то внезапный свет ослепил его — он увидел, что над водой стоит Казанская икона Божией Матери… Ему шел семнадцатый год. Вскоре юноша полюбил девушку, почти еще подрост­ка, младшую сестру поэта Николая Михайловича Языкова, которая с матерью жила в Симбирске. Они с матерью были очень набожны. Однако не суждено было ему соединиться с ней в браке. Окончив университет, Мотовилов по­ступил на службу, но за отказ вступить в масонскую ложу (это предложе­ние ему сделал симбирский губернский предводитель дворянства князь Михаил Петрович Баратаев, великий мастер Петербургской ложи иллюминатов) подверг­ся разным гонениям и даже был обвинен в государственной измене, и только заступничество министра юстиции спасло его. Потом, когда ему было девятнадцать лет, тяжкая болезнь пришла к нему — опухли и скорчились ноги, он вынужден был лежать, страдая от боли. Врачи Симбирска и Казани не смогли ему помочь.

5 сентября 1831 года он приехал в Саров к отцу Серафиму. Батюшка 7–8 сентября беседовал с ним в своей монастырской келлии. На следующий день Мотови­лов был принесен на носилках в ближнюю пустыньку. Возле пустыньки был народ, и все слушали отца Серафима, стоявшего у огромной сосны. На просьбу Мотовилова исцелить его он отвечал:

— Да ведь я не доктор. К докторам надобно относиться, когда хотят ле­читься от болезней каких-нибудь.

Мотовилов рассказал ему, что лечился у разных знаменитостей, был на во­дах, но уже ни на что не имеет надежды, кроме как на милосердие Божие, и с сокрушением признался, что не смеет по своей крайней греховности сам мо­лить Господа об исцелении, потому и просит его святых молитв.

— А веруете ли вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек, и в Пречистую Его Матерь, что она есть Приснодева?

— Верую!

— А веруете ли, что Господь как прежде исцелял мгновенно, одним словом Своим или прикосновением Своим, все недуги, бывшие на людях, так и ныне легко и мгновенно может по-прежнему исцелять требующих помощи одним же словом Своим, и что ходатайство к Нему Божией Матери за нас всемогуще, и что по сему ходатайству Господь Иисус Христос и ныне так же мгновенно и од­ним словом может исцелить вас?

Мотовилов отвечал, что верует, а иначе не велел бы и везти себя сюда.

— А если вы веруете, то вы здоровы уже!

— Как здоров? Люди мои и вы держите меня на руках.

— Нет,— сказал отец Серафим, — вы совершенно всем телом вашим теперь уже здоровы вконец.

Батюшка приказал всем отойти от больного, а сам взял его за плечи и поставил на ноги.

— Крепче стойте, тверже утверждайтесь ногами на земле… вот так! Не робейте! Вы совершенно здоровы теперь!

Увидев, что Мотовилов стоит на ногах, батюшка и сам обрадовался:

— Видите ли, как хорошо вы теперь стоите?.. Идите же смело, батюшка мой, Господь исцелил вас! Идите же, трогайтесь с места!

Когда Мотовилов прошел несколько шагов, отец Серафим воскликнул:

— Довольно уже!.. Что, — продолжал он, — теперь удостоверились ли вы, что Господь вас действительно исцелил во всем — и во всем совершенно?.. Отъял Господь беззаконие ваше и грехи ваши очистил Господь. Видите ли, какое чудо Господь сотворил с вами ныне?! Веруйте же всегда несомненно в Него, Христа Спасителя нашего, и крепко надейтесь на благоутробие Его к вам; всем сердцем возлюбите Его и прилепитесь к Нему всею душою вашею и всегда крепко надейтесь на Него, и благодарите Царицу Небесную за Ее к вам вели­кие милости. Но, так как трехлетнее страдание ваше тяжко изнурило вас, то вы теперь не вдруг помногу ходите, а постепенно: мало-помалу приучайтесь к хожде­нию и берегите здоровье ваше, как драгоценный дар Божий!..

Мотовилов отправился в монастырь. «Лишь только приехал я, — писал он в своих воспоминаниях,— игумен Нифонт и казначей иеромонах Исаия с двадцатью четырьмя старцами, иеромонахами саровскими, встретили меня на крыльце гости­ницы, поздравляя меня с милостию Божиею, чрез великого старца Серафи­ма мне во дни их дарованную».

Он не торопился уезжать из Сарова — не в силах был оторваться от отца Серафима, и тот несколько раз удостаивал его своих бесед. Однажды старец угадал, что Мотовилов хочет, но не смеет попросить его помолиться о его буду­щей, как он надеялся, невесте — Екатерине Михайловне Языковой:

— Что же, Ваше Боголюбие, вы все хотите о чем-то вопросить меня да будто и не смеете? Говорите просто со мной, убогим Серафимом: я все, при помощи Божией, готов ответить вам, что мне Господь открыть соблагоизволит!

Мотовилов и признался, что любит одну девицу, дворянку, соседку свою в Симбирске, и что хотел бы, чтобы отец Серафим помолился о ней. На вопрос, что же ему понравилось в ней, Мотовилов ответил, что она «как монастыр­ка воспитана».

— Как? — переспросил отец Серафим. — Как монастырка? Я не вник хорошень­ко в ответ ваш.

— Вот что я разумею под этим, — сказал Мотовилов.— Отец ее, Михаил Петро­вич Языков, рано оставил ее сиротой, пяти или шести лет, и она росла в уедине­нии при больной своей матери, Екатерине Александровне, как в монастыре, всегда читывала ей утренние и вечерние молитвы, и так как мать ее была очень религиозна и богомольна, то у одра ее часто бывали и молебны, и всенощные. Воспитываясь более десяти лет при такой боголюбивой матери, и сама она ста­ла как монастырка.

— А много ли лет теперь вашей преднареченной вам от Бога невесте?

— Думаю, что ей теперь не более 16 или 17 лет!

— Что вы, батюшка, Ваше Боголюбие! Нет, нет! Вашей, от Бога вам преднареченной, невесте теперь восемь лет и несколько месяцев, эдак три или четыре, а уж едва ли более пяти месяцев, а, ведь, по новому постановлению Синода, нельзя мужчине моложе восемнадцати лет, а девушке шестнадцати вступать в брак. Так не подождать ли вам вашей Богом преднареченной невесты эдак восемь или десять лет? А то как же вам теперь жениться на ней? Никак нельзя — молода еще очень.

— Да помилуйте, батюшка Серафим! Как же молода?

— Да о ком вы говорите мне, убогому Серафиму?

— О Языковой.

— А! О Языковой!.. Ну, я не о ней говорю вам, а я, убогий, о преднареченной вам от Бога невесте говорю теперь, и ей, уверяю вас по Бозе, Ваше Боголюбие, более восьми лет с несколькими месяцами теперь никак не будет.

Отец Серафим говорил действительно о той девушке, на которой и женил­ся впоследствии «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов, — о Елене Ивановне Милюковой, дочери крестьянина, брата дивеевских монахинь-сестер Прасковьи Семеновны и Марии Семеновны (покойной схимонахини Марфы), которая жила с тетками своими в Дивеевской общине с шести лет.

— Но, может быть, — сказал отец Серафим Мотовилову, — вы смутитесь, когда я вам скажу ее звание? Она простая крестьянка… Но не смущайтесь сим, Ваше Боголюбие, — она и по праотцу нашему Адаму и по Господе нашем Иисусе Христе сущая вам сестра.

Отец Серафим будущее видел как бы уже совершившимся. Он знал, что Мотовилов всю остальную жизнь посвятит борьбе за Православие, за Дивеево — Дом Пресвятой Богородицы, много перенесет тягот, поношений, но будет тверд до конца в стоянии за Истину, в исполнении заветов старца Серафима… Знал он также, что все, сказанное Мотовилову, будет тщательно записано и, спустя много лет, по воле Божией, явится для пользы душевной людям в нужное время, когда будут тяжкие времена — канун великих несчастий и разорения на Святой Руси… Поэтому старец был особенно внимателен к Мотовилову и отдавал ему много времени, несмотря на то что всегда толпы жаждущих его слова ожидали за дверями.

Одна из их встреч имеет совсем особенное значение. Николай Александрович Мотовилов записал все, что тогда было, что сказал старец и, по молитвам отца Серафима, запомнил и изложил все в точности[1]. Разговор происходил в конце ноября 1831 года. «Это было в четверток,— писал Мотовилов.— День был пасмур­ный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближ­ней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.

— Господь открыл мне, — сказал великий старец, — что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали…

Я должен сказать тут, что с 12-летнего возраста меня эта мысль неотступ­но тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

— Но никто, — продолжал отец Серафим, — не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, тво­ри добро — вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодова­ли на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убо­гий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хоро­ши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достиже­ния ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жиз­ни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Бо­жией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: всяк, иже не собирает со Мною, той расточает. Доброе дело иначе нельзя назвать, как собира­нием, ибо, хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: Во всяком. языце бояйся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть. И, как видим из последовательности священного повествования, этот делаяй правду до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делав­шему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твои. Итак, Господь все свои Боже­ственные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого на­до начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Пришедшего в мир грешныя спасти, и приобретением себе благодати Духа Свята­го, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал евреям: аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете — видим, и грех ваш пребывает на вас. Воспользуется че­ловек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделан­ного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда толь­ко при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделан­ное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святаго и притом, как сказано: не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его.

Так-то, Ваше Боголюбие! Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истин­ная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.

— Как же стяжание? — спросил я батюшку Серафима. — Я что-то этого не понимаю.

— Стяжание все равно что приобретение, — отвечал мне он, — ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, Ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жиз­ни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того — получение почестей, отличий и других наград за государствен­ные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодат­ный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретает­ся одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть, то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: шедши купите на торжищи. Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизнен­ных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих доброде­телей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божия недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, по­лагали, что в том-то лишь и дело христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы, де, добродетель и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получе­на ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добро­детелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово. Антоний Вели­кий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ве­дают, что в нас действуют три воли: первая — Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая — собственная, своя, человеческая, то есть если не пагуб­ная, то и не спасительная, и третья — бесовская, вполне пагубная. И вот эта-то третья вражеская воля и научает человека или не делать никаких доброде­телей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая — собственная воля наша — научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же — воля Божия и всеспасительная — в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Свя­таго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы, юродивыми, что забыли о необходимом плоде добро­детели, о благодати Духа Святаго, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо: Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Тройческим единством священнотайне. Сам Дух Святый вселяет­ся в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческого Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему всетворческому с ду­хом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: вселюся в них и похожду, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои. Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжитель­но гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Же­ниха, пришедшего во полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище — жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к Жениху,— смерть человеческая; девы мудрые и юродивые — души христианские; елей — не дела, но получаемая через них внутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа на­шего, где страсти привязаны, как скоты и звери,— в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Изба­вителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к наше­му бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог гово­рит: се стою при дверях и толку…— разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше боголюбие, чтобы в здеш­ней жизни вы всегда были в Духе Божием! В чем застану, в том и сужу,— говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет! Вот почему сказано: бдите и молитеся да не внидете в напасть, то есть да не лишитесь Духа Божия, ибо бдение и молитва приносит нам благо­дать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в ру­ках наших, как орудие для стяжания благодати Духа, Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — и богатому, и бедному, и знатному, и про­стому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и греш­нику. Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру из Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищен­ного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ея!.. — и воскресил его Господь. Так-то, Ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог Едящими, в полноте даров Духа Его Святаго! Тогда мы можем благодерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех во сретение Господа на воздусе, Грядущего со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати коемуждо по делом его.

Вот, Ваше Боголюбие, за великое счастье считать изволите с убогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней. То, что речем о Самом Господе, Источнике присно неоскудевающем всякия благостыни и небесныя, и земныя? А ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим, беседовать удостоиваемся. Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души нашa, когда уже пришел Он к нам, воеже спасти нас, уповающих на Него и при­зывающих Имя Его святое во истине, то есть с тем, чтобы смиренно и с любовью сретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия. Я, Вашему Боголюбию, поясню это примером: вот хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побесе­довать с вами. А вы бы все-таки стали меня приглашать: милости, де, просим, пожалуйте, дескать, ко мне! То я поневоле должен был бы сказать: что это он? из ума, что ли, выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! — Так-то и до Господа Бога Духа Святаго относится. Потому-то и сказано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог, вознесуся во языцех вознесусь на земли, то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и с другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобными. Многие толкуют, что это упразднение относится только до дел мирских, то есть что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от мирских дел. Но я вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо упразд­ниться, но, когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться. Молвит душа и в молве на­ходится, когда молитву творит, а при нашествии Духа Святаго надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые Он тогда возвестить соизволит. Надлежит притом быть в пол­ном трезвении и души, и духа и в целомудренной чистоте плоти. Так было при горе Хориве, когда израильтянам было сказано, чтобы они до явления Божиего на Синае за три дня не прикасались бы и к женам, ибо Бог наш есть огнь поядаяй все нечистое, и в общение с Ним не может войти никтоже от скверны плоти и духа.

— Ну, а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для стяжания благодати Духа Святаго? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите?

— Стяжевайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради доброде­телями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший при­быток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение — бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост — поститесь; более дает милостыня — милостыню творите и таким образом о всякой добро­детели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молить­ся или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя Апостол и говорит: непрестан­но молитеся, но да ведь, как помните, и прибавляет: хощу лучше пять словес рещи умом, нежели тысящи языком. И Господь говорит: не всяк глаголяй Ми Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего, то есть делающий дело Божие, и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением. А дело Божие есть: да веруете в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служа­щих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго.

Так желал бы я, Ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь, или нет; и если — в Духе Божием, то — благословен Бог! — не о чем горевать: хоть сейчас — на Страшный Суд Христов! Ибо в чем застану, в том и сужду. Если же — нет, то надобно разобрать, отчего и по ка­кой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и снова будет с нами Своею благодатию. На отгоняю­щих же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметется, как сказал пророк Давид: пожену враги моя и постигну я, и не воз­вращусь, дондеже скончаются, оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима.

Так-то, батюшка! Так и извольте торговать духовно добродетелью. Разда­вайте дары благодати Духа Святаго требующим по примеру свещи возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свещи, не умаляя своего собственного огня, зажигает во светение всем в других местах. И если это так в отношении огня земного, то что скажем об огне благодати Всесвятаго Ду­ха Божия?! Ибо, например, богатство земное, при раздавании его, оскудевает, богатство же небесное Божией благодати, чем более раздается, тем более при­умножается у того, кто его раздает. Так и Сам Господь изволил сказать самаряныне: пияй от воды сей возжаждет вновь, а пияй от воды, юже Аз ему дам, не возжаждет во веки, но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник присноте­кущий в живот вечный.

— Батюшка, — сказал я, — вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святаго как о цели христианской жизни; но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?

— Мы в настоящее время, — так отвечал старец, — по нашей почти всеоб­щей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невни­мательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и обще­ния человека с Богом до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удали­лись от истинно-христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит: и виде Адам Господа, ходящаго в рай — или когда читаем у Апостола Павла: идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами. Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явле­нии Бога человекам.

Вот некоторые и говорят: «Эти места непонятны: неужели люди так оче­видно могли видеть Бога?» А непонятного тут ничего нет. Произошло это не­понимание оттого, что мы удалились от простора первоначального христиан­ского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разуме­ли, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людь­ми не казалось странным. Так, Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Бога, отвечал им: как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителево в ноздрех моих — то есть как, де, я могу хулить Бога, когда Дух Святый со мной пребывает. Если бы я хулил Бога, то Дух Святый отступил бы от меня, а вот я и дыхание Его ощущаю в ноздрех моих. Таким точно обра­зом говорится и про Авраама и про Иакова, что они видели Господа и беседо­вали с Ним, и Иаков даже боролся с Ним. Моисей видел Бога и весь народ с ним, когда он сподобился приять от Бога скрижали закона на горе Синае. Столп облачный и огненный, или что то же — явная благодать Духа Святаго, служили путеводителями народу Божию в пустыне. Бога и благодать Духа Его Святаго люди не во сне видели и не в мечтании, и не в исступлении вообра­жения расстроенного, а истинно въяве. Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священ­ного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей, по гордости ума нашего, вселиться в души наши и потому не имеем истинного просвещения от Госпо­да, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. Вот, например: многие толкуют, что, когда в Библии говорится: вду­ну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, — что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто лишь плоть одна, созданная из персти зем­ной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти зем­ной в том составе, как батюшка святый апостол Павел утверждает: да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно дру­гим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святаго, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он со­вершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями как венец тво­рения на земле, все-таки пребыл бы не имущим внутрь себя Духа Святаго, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святаго внутрь себя не имущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он,— на веки веков бессмертную. Адам сотворен был до того не подле­жащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покор­но было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любова­лись на него как на всесовершенный венец творений Божих. От этого-то дыха­ния жизни, вдохнутого в лице Адамово из Всетворческих Уст Всетворца и Все­держителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, нет да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его. Когда Господь повелел ему нарещи имена всякой твари, то каждой твари он дал на языке такие названия, которые знаменуют вполне все качества, всю силу и все свойства твари, которые она имеет по дару Божиему, дарованному ей при ее сотворении. Вот по этому-то дару вышеестествеиной Бо­жией благодати, ниспосланному ему от дыхания жизни, Адам мог видеть и разуметь и Господа, ходящаго в Рай, и постигать глаголы Его, и беседу святых Ангелов, и язык всех зверей, и птиц, и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто и что для Адама до его паде­ния было так ясно. Такую же премудрость и силу, и всемогущество, и все про­чие благие и святые качества Господь Бог даровал и Еве, сотворив ее не от персти земной, а от ребра Адамова в Едеме сладости, в Раю, насажденном Им посреди земли. Для того, чтобы они могли удобно и всегда поддерживать в се­бе бессмертные, Богоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхания жизни, Бог посадил среди Рая Древо Жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Божественного Своего дыхания. Если бы не согрешили, то Адам и Ева сами и все их потомство могли бы всегда, пользуясь вкушением от плода Древа Жизни, поддерживать в себе вечно животворящую силу благодати Божией и бессмертную, вечно юную полноту сил плоти, души и духа и непрестанную нестареемость бесконечно бессмертного всеблаженного сво­его состояния, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного.

Когда же вкушением от древа познания добра и зла — преждевременно и противно заповеди Божией — узнали различие между добром и злом и под­верглись все бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого бесценного дара благодати Духа Божия, так что до самого При­шествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий не убо бе в мире, яко Иисус не убо бе прославлен. Однако это не значит, чтобы Духа Божиего вовсе не было в мире, но Его пребывание не было таким полномерным, как в Адаме или в нас, православных христианах, а проявлялось только отвне, и признаки Его пребывания в мире были известны роду человеческому. Так, Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним были открыты многие тайны, относившие­ся до будущего спасения рода человеческого. И Каину, несмотря на нечестие его и его преступление, удобопонятен был глас благодатного Божественного, хотя и обличительного, собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам виде Бога в день Его и возрадовался. Благодать Святаго Духа, действовавшая отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и святых Израиля. У евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать при­знаки явления Божиего или Ангелов и отличать действия Духа Святаго от обык­новенных явлений, случающихся в природе неблагодатной земной жизни. Симео­ну Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим бесчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные въяве Божественные явления, гласы откровения, оправдывавшиеся очевидными чудесными событиями. Не с такой силой, как в народе Божием, но проявление Духа Божиего действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были девственницы-пророчицы, си­виллы, которые обрекали свое девство, хотя для Бога Неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя, и Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали. Также и философы языческие, которые хотя и во тьме не­ведения Божественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному ее исканию не непричастными Духу Бо­жиему, ибо сказано: языки не ведущие Бога естеством законная творят и угод­ная Богу соделывают. А истину так ублажает Господь, что Сам про нее Ду­хом Святым возвещает: истина от земли воссия, и правда с небесе приниче.

Так вот, Ваше Боголюбие, и в еврейском священном, Богу любезном, народе, и в язычниках, не ведущих Бога, а все-таки сохранялось ведение Божие, то есть, батюшка, ясное и разумное понимание того, как Господь Бог Дух Святый действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутрен­ним ощущениям можно удостовериться, что это действует Господь Бог Дух Свя­тый, а не прелесть вражеская. Таким-то образом все это было от падения Адама до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир.

Без этого, Ваше Боголюбие, всегда сохранявшегося в роде человеческом ощу­тительного о действиях Духа Святаго понимания не было бы людям ни о чем возможности узнать в точности — пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве плод семени Жены, имеющий стереть главу змиеву.

Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после предвозве­щения ему на 65 году его жизни тайны приснодевственного от Пречистыя Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати Всесвята­го Духа Божиего 300 лет, потом, на 365 году жизни своей, сказал ясно в храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святаго, что это и есть Он самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и Рож­дении Коего от Духа Святаго ему было предвозвещено триста лет тому назад от Ангела.

Вот и святая Анна-пророчица, дочь Фануилова, служившая восемьдесят лет от вдовства своего Господу Богу в храме Божием и известная по особен­ным дарам благодати Божией за вдовицу праведную, чистую рабу Божию, воз­вестила, что это действительно Он и есть — обетованный миру Мессия, истинный Христос, Бог и человек, Царь Израилев, пришедший спасти Адама и род человеческий.

Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело спасе­ния, то, по Воскресении Своем, дунул на Апостолов, возобновив дыхание жиз­ни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую адамовскую благодать Всесвятаго Духа Божиего. Но мало сего — ведь говорил же Он им: уне есть им, да Он идет ко Отцу; аще же бо не идет Он, то Дух Божий не приидет в мир; аще же идет Он, Христос, ко Отцу, то послет Его в мир, и Он, Утешитель, наставит их и всех последующих их учению на всякую истину и воспомянет им вся, яже Он глаголал им еще сущи в мире с ними. Это уже обещана была Им благодать-возблагодать. И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святаго в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемждо из них седших и вошедших в них и наполнивших их силою огнеобразной Боже­ственной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в ду­шах, причащающихся Ее силе и действиям. И вот эту-то самую огнедухновенную благодать Духа Святаго, когда она подается нам всем, верным Христовым, в Таинстве святого крещения, священно запечатлевают миропомазанием в глав­нейших указанных Святою Церковью местах нашей плоти, как вековечной хра­нительницы этой благодати. Говорится: печать дара Духа Святаго35. А на что, батюшка, Ваше Боголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее даров Духа Святаго, ниспосылае­мых нам свыше в Таинстве крещения, ибо крещенская эта благодать столь вели­ка и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от еретика не отъемлется до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле — на что, де, он будет годен и что, де, он в этот, Богом дарованный ему, срок при посред­стве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить. И если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то вовеки пребыли бы святыми, непорочными и изъятыми от всякия скверны плоти и духа угодниками Божиими. Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в бла­годати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Христос Иисус, а, напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятаго Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными и многогреш­ными людьми. Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения Пре­мудростью Божиею, обходящею всяческая, решится ради нее на утренневание к Богу и бдение ради обретения вечного своего спасения, тогда тот, послуш­ный гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих покаянию и к сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добро­детели Христа ради — к приобретению Духа Святаго, внутрь нас действующе­го и внутрь нас Царствие Божие устраивающего. Слово Божие недаром говорит: внутрь вас есть царствие Божие и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают. То есть — те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связав­шие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи придти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнуть узы их, такие люди являются потом действительно перед лице Божие паче снега убеленными Его благодатию. Приидите,— говорит Господь,— и аще грехи ваши будут яко багряное, то яко снег убелю их. Так некогда святый тайновидец Иоанн Богослов видел таких людей во одеждах белых, то есть одеждах оправда­ния, и финицы в руках их как знамение победы, и пели они Богу дивную песнь Аллилуиа. Красоте пения их никтоже подражати можаше. Про них Ангел Бо­жий сказал: сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя и убелиша ризы своя в Крови Агнчи,— испраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Таин Плоти и Крови Агнца Непо­рочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного Его собственною волею за спасение мира, присно и доныне закалаемого и раздробляемого, но николиже иждиваемого, подающего же нам в вечное и неоскудеваемое спасение наше напутие живота вечнаго во ответ благоприятен на Страшном Судище Его и замену дражайшую и всяк ум превосходящую того плода Древа Жизни, кото­рого хотел было лишить наш род человеческий враг человеков, спадший с небесе Денница. Хотя враг-диавол и обольстил Еву и с нею пал и Адам, но Гос­подь не только даровал им Искупителя в плоде Семени Жены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в Жене, Приснодеве Богородице Марии, стер­шей в Самой Себе и стирающей во всем роде человеческом главу змиеву, не­отступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непре­оборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. По этому самому Божия Матерь и называется Язвою бесов, ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к по­мощи Божией Матери.

Еще, Ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит различие между действиями Духа Святаго, священнотайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, по наущению и разжению бесовскому воровски в нас дейст­вующей. Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда тожественно, радостотворя сердца наши и управ­ляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской. Аминь аминь, глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки: имеющий благодать Святаго Духа за правую веру во Христа если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет вовеки, но будет воскрешен благодатию Госпо­да нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему че­ловеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии: в Том живот бе, и живот бе свет человеком, и прибавлено: и свет во тьме светится, и тьма Его не объят. Это значит, что благодать Духа Святаго, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святаго Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божествен­ным светом бесценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: Авва Отче! не до конца прогневайся на нераскаян­ность эту! — а потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершен­но изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступни­ка снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святаго, о стяжании которой, как и о цели жизни христианской, я и говорю столько вре­мени Вашему Боголюбию.

Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатию Божиею и как распознать ее и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных. Благодать Духа Святаго есть свет, просвещаю­щий человека. Об этом говорит все Священное Писание. Так, Богоотец Давид сказал: светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим, и аще не закон Твой научение мне был, тогда убо погибл бых во смирении моем. То есть — благодать Духа Святаго, выражающаяся в законе словами заповедей Господ­них, есть светильник и свет мой, и если бы не эта благодать Духа Святаго, которуя я так тщательно и усердно стяжеваю, что седмижды на день поучаюсь о судьбах правды Твоей, просвещала меня во тьме забот, сопряженных с вели­ким званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства не­другов моих? И на самом деле Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святаго на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него — так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был яв­ляться народу не иначе, как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе. Великий свет объял Его, и быша ризы Его блещащия яко снег, и, ученицы Его от страха падоша ниц. Когда же Моисей и Илия яви­лись к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной бла­годати, ослеплявшей глаза учеников, об лак,— сказано,— осени их. И таким-то образом благодать Всесвятаго Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее.

— Каким же образом, — спросил я батюшку отца Серафима, — узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святаго?

— Это, Ваше Боголюбие, очень просто! — отвечал он мне. — Поэтому-то и Господь говорит: вся проста суть обретающим разум… Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит, ибо не от мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение Ему. Про этот разум Господь сказал: Бог хощет всем спастися и в разум истины приити. Апостолам же Своим про недостаток этого разума Он сказал: «Ни ли неразумливи есте и не чли ли Писания, и притчи сия не разумеете ли?».. Опять же про этот разум в Евангелии говорится про Апостолов, что отверз им тогда Господь разум разумети Писания. Находясь в этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет, и проникнутые им и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно говорили, что дело их свято и вполне угодно Гос­поду Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: изволися Духу Святому и нам — и только на этих основаниях и предлагали свои послания как истину непреложную, на пользу всем верным — так святые апо­столы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божиего… Так вот, Ваше Боголюбие, видите ли, как это просто?

Я отвечал:

— Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознавать истинное Его явление?

Батюшка отец Серафим отвечал:

— Я уже, Ваше Боголюбие, сказал вам, что это очень просто, и подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас… Что же вам, батюшка, надобно?

— Надобно, — сказал я, — чтобы я понял это хорошенько!..

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

— Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

— Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..

Отец Серафим сказал:

— Не устрашайтесь, Ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы ста­ли, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И, приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: Благода­рите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи! Удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!» И вот, батюш­ка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима… Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Эта благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией… Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами!

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благо­говейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блиста­тельной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?

— Что же чувствуете вы теперь? — спросил меня отец Серафим.

— Необыкновенно хорошо! — сказал я.

— Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

— Чувствую я такую Тишину и мир в душе моей, что никакими словами выра­зить не могу!

— Это, Ваше Боголюбие, — сказал батюшка отец Серафим,— тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира бысте были, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победих мир. Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете: мир — по слову апостольскому — всяк ум преимущий. Таким его называет Апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его Собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется миром Божиим… Что же еще чувствуете вы? — спросил меня отец Серафим.

— Необыкновенную сладость! — отвечал я.

И он продолжал:

— Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: от тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я. Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может.., Что же еще вы чувствуете?

— Необыкновенную радость во всем моем сердце!

И батюшка отец Серафим продолжал:

— Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко человек родися в мир. В мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости ваше я никтоже возмет от вас. Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего Апостола сказал, что радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая я же уготова Бог любящим Его. Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле?! Вот и вы, батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Теперь за нами, батюшка, дело, чтобы, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова, да сбудутся на нас слова Господни: терпящие же Господа, тии изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут, пойдут от силы в силу, и явится им Бог богов в Сионе разумения и небесных видений… Boт тогда-то наша теперешняя радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей, и никтоже возмет ее от нас, преисполняемых неизъяснимых пренебесных наслаждений… Что же еще вы чувствуете, Ваше Боголюбие?

Я отвечал:

— Теплоту необыкновенную!

— Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает… Какая же может быть тут теплота?!

Я отвечал:

— А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит…

— И запах, — спросил он меня, — такой же, как из бани?

— Нет, — отвечал я, — на земле нет ничего подобного этому благоуханию. Когда еще при жизни матушки моей я любил танцевать и ездил на балы и танцевальные вечера, то матушка моя опрыснет меня, бывало, духами, которые покупала в лучших модных магазинах Казани, но те духи не издают такого благоухания…

И батюшка отец Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

— И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас — так ли вы это чувствуете? Сущая правда, Ваше Боголюбие! Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святаго Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему!.. Заметьте же, Ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: теплотою Духа Святаго согрей мя! Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святаго Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под Царствием же Божиим Господь разумел благо­дать Духа Святаго. Вот это Царствие Божие теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святаго и отвне осиявает и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое Апостол говорит: Царствие Божие несть пища и питие, но правда и мир о Дусе Святе. Вера наша состоит не в препретельных земныя премудрости словах, но в явлении силы и духа. Вот в этом-то состоянии мы с вами теперь и находимся. Про это состояние именно и сказал Господь: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие пришедшее в силе. Вот, батюшка, Ваше Боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог!.. Вот что значит быть в полноте Духа Святаго, про которую святой Макарий Египетский пишет: «я сам был в полноте Духа Святаго»… Этою-то полнотою Духа Своего Святаго и нас, убогих, преисполнил теперь Господь… Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, Ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святаго!.. Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?

— Не знаю, батюшка, — сказал я, — удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость Божию.

— А я мню, — отвечал мне отец Серафим,— что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными. Что же касается до того, батюшка, что я монах, а вы мирской человек, то об этом думать нечего: у Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святаго. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. Сыне даждь Ми сердце твое! — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: ищите прежде царствия Божия, и правды Его, и сия вся приложатся вам. Весть бо Отец ваш небесный, яко всех сих требуете. Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что, по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к Отечеству небесному. На это опираясь, святой апостол Петр сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. И Церковь Святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хощет, чтобы мы были только в однех скорбях и напастях, почему и заповедует нам через Апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов. Господь Иисус лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к Отечеству небесному. Для чего же Он и с небес сошел к нам, как не для того, чтобы, восприяв на Себя нашу нищету, обогатить нас богатством благости Своей и Своих неизреченных щедрот. Ведь Он пришел не для того, чтобы послужили Ему, но да послужит Сам другим и да даст душу Свою за избавление многих. Так и вы, Ваше Боголюбие, творите и, видевши явно оказанную вам милость Божию, сообщайте о том всякому желающему себе спасения. Жатвы бо много, — говорит Господь, — делателей же мало. Вот и нас Господь Бог извел на делание и дал дары благодати Своей, чтобы, пожиная класы (колосья. — Ред.) спасения наших ближних через множайшее число приведенных нами в Царствие Божие, принесли Ему плоды — ово тридесят, ово шестьдесят, ово же сто. Будем же блюсти себя, батюшка, чтобы не быть нам осужденным с тем лукавым и ленивым рабом, который закопал своей талант в землю, а будем стараться подражать тем благим и верным рабам Господа, которые принесли Господину своему один — вместо двух — четыре, другой вместо пяти — десять. О милосердии же Господа Бога сомневаться нечего: сами, Ваше Боголюбие, видите, как слова Господни, сказанные через пророка, сбылись на нас. Несмь Аз Бог издалече, но Бог изблизи и при устех твоих есть спасение твое. Не успел я, убогий, перекреститься, а только лишь в сердце своем пожелал, чтобы Господь удостоил вас видеть Его благостыню во всей ее полноте, как уже Он немедленно и на деле исполнением моего пожелания поспешить изволил. Не велехваляся говорю я это и не с тем, чтобы показать вам свое значение и привести вас в зависть, и не для того, чтобы вы подумали, что я монах, а вы мирянин, нет, Ваше Боголюбие, нет! Близ Господь всем призывающим Его во истине, и несть у Него зрения на лица, Отец бо любит Сына, и вся дает в руце Его, — лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего небесного, истинно по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и миря­нина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих и оба имели в Него веру, хотя бы яко зерно горушно, и оба двинут горы. Един движет тысящи, два же тьмы. Сам Господь говорит: вся возможна верующему, а батюшка святой апостол Павел велегласно восклицает: вся могу о укрепляющем мя Христе. Не дивнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих в Него: веруяй в Мя, дела, не точию яже Аз творю, но и больше сих сотворит: яко Аз иду ко Отцу Моему и умолю Его о вас, да радость ваша исполнена будет. Доселе не просите ничесоже во имя Мое: ныне же просите и приимете… Так-то, Ваше Боголюбие, все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все восприимете, лишь бы только то было во славу Божию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит, почему и говорит: вся, яже единому от меньших сих сотвористе, Мне сотвористе. Так не имейте никакого сомнения, чтобы Господь Бог не исполнил, ваших прошений, лишь бы только они или к славе Божией, или к пользам и назиданию ближних относились. Но если бы даже и для собственной вашей нужды или пользы или выгоды вам что-либо было нужно, и это даже все столь же скоро и благопослушливо Господь Бог изволит послать вам, только бы в том крайняя нужда и необходимость настояла, ибо любит Господь любящих Его; благ Господь всяческим, щедрит же и дает и не призывающим имени Его, и щедроты Его во всех делах Его, волю же боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и весь совет их исполнит, исполнит Господь вся прошения твоя. Одного опасайтесь, Ваше Боголюбие, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды. Не откажет Господь вам и в том за вашу православную веру во Христа Спасителя, ибо не предаст Господь жезла праведных на жребий грешных и волю раба Своего Давида сотворит неукоснительно, однако взыщет с него, зачем он тревожил Его без особой нужды, просил у Него того, без чего мог бы весьма удобно обойтись. Так-то, Ваше Боголюбие, все я вам сказал теперь и на деле показал, что Господь и Божия Матерь через меня, убогого Серафима, вам сказать и показать соблаговолили. Грядите же с миром. Господь и Божия Матерь с вами да будут всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Грядите же с миром!.. И во все время беседы этой с того самого времени, как лицо отца Серафима просветилось, видение это не переставало, и все с начала рассказа и доселе сказанное говорил он мне, находясь в одном и том же положении. Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собствен­ными глазами, что готов подтвердить и присягою».

Составил Виктор АФАНАСЬЕВ

[1] Е. И. Мотовилова, надолго пережившая своего супруга, перед прославлением преподобного Серафима в 1903 году передала С. А. Нилусу, как он писал, «целый короб бумаг», где были бумаги самого Мотовилова, а среди них и запись беседы с отцом Серафимом «О цели христианской жизни». Нилус опубликовал ее в книге «Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым (из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова)». М., 1903. Приводим эту беседу по книге С.А. Нилуса «Великое в малом», 1911.