Наше прошлое – наше историческое достояние

Духовное просвещение

 

Советский период безбожия и гонения на христианство не стал финалом человеческой истории.  Это тайна Промысла Божиего. Может быть, люди, которые претерпели гонение здесь, в России, понесли такое покаяние и такой подвиг, что дата Второго пришествия Христа в каком-то смысле отдалилась, сместившись в другую эпоху.

Как говорит выдающийся историк Николай Карамзин, все, что нами сделано – все наше. Такая страшная, потрясающая мысль! Мы – часть своей страны. Через что-то мы прошли и отрицаем это, что-то пережили и принимаем. Некоторые особенности советского периода могут быть нам абсолютно чужды, но все это наша, а не чужая страна, и наша история.

Не только советская, но и любая другая история может принести огромную духовную пользу, если воспринимать ее как тайну взаимодействия Промысла Божиего и воли человеческой в деле спасения мира. Тогда мы можем почерпнуть важные уроки. Нужно внимательно проанализировать как причины отпадения от Церкви высшего общества в XIX веке, так и внутрицерковные процессы в этот же период. Если этого не сделать, история с тяжелейшим советским прошлым может повториться. Меня лично это очень сильно тревожит. Пока я не ощущаю, что эти выводы в должной мере нами сделаны. Ошибки нашей истории – не просто козни масонов и дьявола, а наше духовное поражение. Пора это принять.

Говоря об истории, мы часто употребляем такие словосочетания, как «советская история», «монгольский период», «история средневековой эпохи», «история XVI века» (при Иоанне Грозном). В этом случае у слова «история» сразу появляется негативный оттенок. На мой взгляд, из истории нужно брать самое лучшее. Даже в советское время было хорошее. К примеру, эпоха лихолетья – февральской и октябрьской революций – принесла многомилионное войско Небесного Царства – священномучеников, исповедников Церкви Русской. Положительное здесь не в самих гонениях, а в обстоятельствах, при которых люди четко определились с тем, кто верит в Бога, а кто предпочел временные обстоятельства Жизни Небесной.

Наша страна прошла такое горнило искушений! Пушкин писал: «Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат». Булат Церкви Христовой выкован!

Один умный человек сказал: «Я не знаю, что лучше: советский атеизм или демократический либерализм, который сейчас наступил». Ибо этот либерализм связан с нравственным и духовным развращением людей, воздействующем открыто. Наверное, этот демократический разврат, который последовал под флагом свободы, хуже советского атеизма. Тогда отрицался Бог, но основные нравственные принципы в общественной жизни сохранялись. Кто-то может сказать: «Давайте мы это вернем!» Да, раньше воздух был чище. Так что же, теперь ездить на телегах и жить при свечах? Так и в вопросе нравственной стороны той и нынешней эпох: вернуть былую нравственность общества было бы очень хорошо, но не сам строй!

Но не надо забывать, что в период с начала гражданской войны до 1941-го года, как утверждают сейчас историки, мы потеряли около 15-20 миллионов человек. Способствовали, в частности, ленинский и сталинский терроры.

Этого никак нельзя ни забыть, ни вычеркнуть, ни осветлить, ни обелить. Это ужас! Но прошли годы, и от сталинской эпохи осталось впечатление порядка, всеобщего строя, уравниловки и какой-то законности. Поэтому некоторые сегодня говорят о том, что нашему государству не хватает «твердой руки». Те, кто идеализирует правление Сталина, возможно не знают, что основой его политики были деспотия и безумие, кровь и террор.

Что касается восприятия социалистической действительности, сложно не согласиться, что в то время было много патриотических фильмов, высоконравственного кинематографа, на котором воспитывался простой обыватель. Герой советского фильма мог получить пощечину за попытку поцеловать девушку, потому что она чиста и невинна. Сейчас такой фильм не снимут, а на экранах – один разврат. Ничего подобного в советское время не было!

С высоты прожитых лет понимаешь, что были здоровые идеалы нравственной жизни.

 

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан