Духовное просвещение
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).
Добродетель достигается трудом над собой, грех человек совершает без самопринуждения. Большинство хороших и социально значимых поступков мы делаем, переступая через себя, в то же время в нашу жизнь легко входят пороки.
Первая добродетель — это вера. Если спросят, как вы веруете, то самый основной ответ заключается в Символе веры, который должен знать каждый верующий христианин наизусть и который поется за богослужением всем присутствующим народом. Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и веруем в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго. Веруем во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Это надо всегда помнить, что Церковь есть единая Святая Соборная и Апостольская. Это та Церковь, членами которой мы состоим и в которую мы верим и должны верить. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Мы должны знать о том, что Святое Таинство Крещения имеет силу оставлять и прощать все грехи. Чаю воскресения мертвых,- говорит далее Символ веры, то есть ожидаю воскресения мертвых, — чаю и жизни будущаго века. Вот такой ответ наш на вопрос: как веруешь?
Но вера без дел мертва есть (Иак. 2,17). Апостол по этому поводу говорит, что и бесы веруют и трепещут, но, однако же, они остаются бесами (Иак. 2,19). Следовательно, у христианина должна быть такая вера, которая является верой действенной. А что значит вера действенная? Это значит исполнение заповедей Господних. Только тогда вера будет и твердая, и истинная. Вспомните, что Христос говорил юноше, который спрашивал у Него, как спастись. «Исполняй заповеди»,— «Какие?» — задает вопрос юноша. «Первая — люби Господа Бога своего, а вторая, не менее важная заповедь — возлюби ближнего своего, как самого себя». Юноша на это ответил, что все это он исполняет от юности своей. Тогда Господь говорит: «Осталось тебе совершить одно: иди продай имение твое и раздай его неимущим, и будешь иметь сокровище на Небе». И говорит Святое Евангелие, что этот юноша отошел скорбя, потому что он был очень богат. Тогда Господь сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие. Это евангельское повествование (Мф. 19, 16—24) говорит о том, что для спасения надо исполнять заповеди и надо любить ближнего своего и для него пожертвовать всем тем, что имеешь.
Следующая добродетель — надежда. Для того чтобы понять, что это за добродетель, необходимо вспомнить псалом псалмопевца Давида «Хвали, душе моя, Господа», который всегда поется за литургией. В нем рассказывается как раз о добродетели надежды. Здесь совершенно определенно говорится: Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же нестъ спасения. Почему? Изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его. И Псалмопевец дальше взывает: Блажен муж, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего. Псалмопевец призывает надеяться на Бога, все надежды возлагать на Него. Потому что далее псалом поясняет, что Господь сотворил небо и землю. Господь умудряет слепцы, Господь любит праведники, что Он творит суд, что Он сира и вдову приимет и что Он способен путь грешных погубить. Вот это пример — что такое христианская надежда и как мы должны надеяться на Бога, надеяться на Спасителя нашего и всегда жить и питаться этой надеждой.
Следующая добродетель — любовь. О любви очень много можно говорить. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов называется апостолом любви. Христианин должен иметь любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему как бы различна. Есть любовь, которая обращается к бедным, к неимущим, к болящим, но все это та же любовь к ближним, любовь к человеку. Святой Иоанн Богослов, когда был уже в глубокой старости, часто своим ученикам говорил так: «Любите друг друга — в этом весь Закон и все пророки».
Таким образом, вывод один: прежде всего надо любить Бога, а потом любить своего ближнего, и не просто, а как самого себя. Апостол говорит: Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда, он ненавидит (1 Ии. 4,20). И это действительно так. Поэтому мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Вот что значит христианская добродетель любви.
В одном ветхозаветном чтении (Притч, 9, 1-2) говорится так, что Премудрость созда себе Дом, и утверди столпов седмъ; яви своя жертвенная. Что это такое? Господь создал себе Дом на земле — это Церковь; Церковь зиждется на семи столпах — это семь Таинств, которые все мы принимаем. И яви своя жертвенная — это то, что принес в мир Господь наш Иисус Христос. Его страдания за нас — это «жертвенная», то, что Он воскрес для того, чтобы спасти всех нас, — это тоже жертва. И то, что Он сказал, что «не оставлю вас сирых, а приду к вам»,— это тоже жертва. И то, что Он сказал, что «Я пришел не для того, чтобы погубить грешников, а для того, чтобы спасти»,— это тоже жертва.
В связи с этим необходимо помнить, с каким благоговением и трепетом в древние времена относились верующие к храму, потому что это — Дом Божий. Были времена, когда верующие, входя в храм, целовали каждую его ступень. Было такое время. Было время, когда в святой храм верующие поднимались по ступеням на коленях, с великим благоговением. Было и такое время. Было такое время, когда мытарь считал себя недостойным войти в храм, а на пороге останавливался, бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это время было.
И вот если мы то древнее благоговение, которое было у верующих прежде, сравним с тем, что у нас есть сейчас, то, конечно, разница огромная. Я не хочу указывать всех недостатков, которые у нас существуют. Я не хочу говорить о том, как многие приходят в храм на богослужение заранее, садятся на скамеечки и начинают вести такие разговоры, что тяжело слушать. Это, конечно, полное отсутствие какого бы то ни было благоговения. Всем нам известны и такие моменты, когда раздают святую воду, когда прикладываются к Святой Плащанице, а мы так себя ведем, что становится страшно: происходит что-то кощунственное, что-то недостойное. И этого надо остерегаться, стремиться, чтобы этого не было, стремиться к тому, чтобы возвратилось нам благоговение к Дому Божию, где мы получаем отпущение грехов, где мы соединяемся в Таинстве Святой Евхаристии с Господом нашим, чтобы Дом молитвы не превращался, как Господь сказал, «в вертеп разбойников». Это надо всем помнить и непременно надо стараться выработать у себя должное благоговение и почитание.
Мы должны почитать святых угодников Божиих, мы должны почитать святые иконы, мы должны почитать Животворящий Крест, ибо это орудие нашего спасения, и все, что мы воздаем иконе, восходит к ее Первообразу.
Тема о главнейших христианских добродетелях очень значительная. О каждой добродетели можно говорить помногу, но вам представлено об этом очень кратко, с желанием, чтобы это быстрее дошло до вашего сердца.
Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан