Важнейшие христианские добродетели

Духовное просвещение

 

 

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

 

Добродетель достигается трудом над собой, грех человек совершает без самопринуждения. Большинство хороших и социально значимых поступков мы делаем, переступая через себя, в то же время в нашу жизнь легко входят пороки.

Первая добродетель — это вера. Если спросят, как вы веруете, то самый основ­ной ответ заключается в Символе веры, который должен знать каждый верующий христианин наизусть и который поется за богослужением всем присутствующим народом. Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и веруем в Духа Свята­го, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго. Веруем во едину Святую Соборную и Апостоль­скую Церковь. Это надо всегда помнить, что Церковь есть единая Святая Соборная и Апостольская. Это та Церковь, членами которой мы состоим и в которую мы верим и должны верить. Исповедуем едино кре­щение во оставление грехов. Мы должны знать о том, что Святое Таинство Крещения имеет силу оставлять и прощать все грехи. Чаю воскресения мертвых,- говорит далее Символ веры, то есть ожидаю воскре­сения мертвых, — чаю и жизни будущаго века. Вот такой ответ наш на вопрос: как веруешь?

Но вера без дел мертва есть (Иак. 2,17). Апостол по этому поводу говорит, что и бесы веруют и трепещут, но, однако же, они остаются бесами (Иак. 2,19). Следовательно, у хри­стианина должна быть такая вера, которая является верой действенной. А что значит вера действен­ная? Это значит исполнение заповедей Господних. Только тогда вера будет и твердая, и истинная. Вспомните, что Христос говорил юноше, который спрашивал у Него, как спастись. «Исполняй запо­веди»,— «Какие?» — задает вопрос юноша. «Пер­вая — люби Господа Бога своего, а вторая, не менее важная заповедь — возлюби ближнего своего, как самого себя». Юноша на это ответил, что все это он исполняет от юности своей. Тогда Господь говорит: «Осталось тебе совершить одно: иди продай имение твое и раздай его неимущим, и будешь иметь сокровище на Небе». И говорит Святое Евангелие, что этот юноша отошел скорбя, потому что он был очень богат. Тогда Господь сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богато­му войти в Царство Божие. Это евангельское по­вествование (Мф. 19, 16—24) говорит о том, что для спасения надо исполнять заповеди и надо любить ближнего своего и для него пожертвовать всем тем, что имеешь.

Следующая добродетель — надежда. Для того что­бы понять, что это за добродетель, необходимо вспомнить псалом псалмопевца Давида «Хвали, душе моя, Господа», который всегда поется за литургией. В нем расска­зывается как раз о добродетели надежды. Здесь совершенно определенно говорится: Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же нестъ спасения. Почему? Изыдет дух его и воз­вратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его. И Псалмопевец дальше взывает: Блажен муж, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего. Псалмопевец призывает надеяться на Бога, все надежды возла­гать на Него. Потому что далее псалом поясняет, что Господь сотворил небо и землю. Господь умудряет слепцы, Господь любит праведники, что Он творит суд, что Он сира и вдову приимет и что Он способен путь грешных погубить. Вот это пример — что такое христианская надежда и как мы должны надеяться на Бога, надеяться на Спасителя нашего и всегда жить и питаться этой надеждой.

Следующая добродетель — любовь. О любви очень много можно говорить. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов называется апостолом любви. Христианин должен иметь любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему как бы различна. Есть любовь, которая обращается к бедным, к неиму­щим, к болящим, но все это та же любовь к ближним, любовь к человеку. Святой Иоанн Бо­гослов, когда был уже в глубокой старости, часто своим ученикам говорил так: «Любите друг друга — в этом весь Закон и все пророки».

Таким образом, вывод один: прежде всего надо любить Бога, а потом любить своего ближнего, и не просто, а как самого себя. Апостол говорит: Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может лю­бить Бога, Которого не видит, а брата своего, кото­рый пред ним всегда, он ненавидит (1 Ии. 4,20). И это действительно так. Поэтому мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Вот что значит христианская добродетель любви.

В одном ветхозаветном чтении (Притч, 9, 1-2) говорится так, что Премудрость созда себе Дом, и утверди столпов седмъ; яви своя жертвен­ная. Что это такое? Господь создал себе Дом на земле — это Церковь; Церковь зиждется на семи стол­пах — это семь Таинств, которые все мы принимаем. И яви своя жертвенная — это то, что принес в мир Господь наш Иисус Христос. Его страдания за нас — это «жертвенная», то, что Он воскрес для того, чтобы спасти всех нас, — это тоже жертва. И то, что Он сказал, что «не оставлю вас сирых, а приду к вам»,— это тоже жертва. И то, что Он сказал, что «Я пришел не для того, чтобы погубить грешников, а для того, чтобы спасти»,— это тоже жертва.

В связи с этим необходимо помнить, с каким бла­гоговением и трепетом в древние времена относились верующие к храму, потому что это — Дом Божий. Были времена, когда верующие, входя в храм, цело­вали каждую его ступень. Было такое время. Было время, когда в святой храм верующие поднимались по ступеням на коленях, с великим благоговением. Было и такое время. Было такое время, когда мытарь считал себя недостойным войти в храм, а на пороге останавливался, бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это время было.

И вот если мы то древнее благоговение, которое было у верующих прежде, сравним с тем, что у нас есть сейчас, то, конечно, разница огромная. Я не хочу указывать всех недостатков, которые у нас существуют. Я не хочу говорить о том, как многие приходят в храм на богослужение заранее, садятся на скамеечки и начинают вести такие разговоры, что тяжело слушать. Это, конечно, полное отсутствие какого бы то ни было благоговения. Всем нам известны и такие моменты, когда раздают святую воду, когда прикладываются к Святой Плащанице, а мы так себя ведем, что становится страшно: происходит что-то кощунственное, что-то недостойное. И этого надо остерегаться, стремиться, чтобы этого не было, стремиться к тому, чтобы возвратилось нам благоговение к Дому Божию, где мы получаем отпущение грехов, где мы соединяемся в Таинстве Святой Евхаристии с Господом нашим, чтобы Дом молитвы не превращался, как Господь сказал, «в вертеп разбойников». Это надо всем помнить и непременно надо стараться выработать у себя должное благоговение и почитание.

Мы должны почитать святых угодников Божиих, мы должны почитать святые иконы, мы должны почитать Животворящий Крест, ибо это орудие нашего спасения, и все, что мы воздаем иконе, восходит к ее Первообразу.

Тема о главнейших христианских добродетелях очень значительная. О каждой добродетели можно говорить помногу, но вам представлено об этом очень кратко, с желанием, чтобы это быстрее дошло до вашего сердца.

 

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан