Духовное просвещение
Человек не по своей воле приходит в этот мир, от него зависит только, как прожить эту жизнь, как употребить то время, которое отвел ему Бог
Истинное совершенствование в духовной жизни связано со вниманием человека к внутренним движениям своего сердца. В руководствах к таковой жизни он находит указание, что надобно внимать себе и наблюдать за тем, чтобы ум гармонировал с сердцем. Тогда каждый человек получит руль для управления кораблем души, которым и придаст нужное направление всем силам своего внутреннего мира. Священник, как знающий, своим увещанием призывает кающегося навыкнуть вниманию себе, следить за нравственными побуждениями нашего духа и в нравственном законе отыскать для себя указание, как править движениями своей души.
Жить в согласии с нравственным законом – значит жить по совести, по долгу, жить добродетельно. (Быт 4. 7). Закон подсказывает общие пути и средства для гармонического раскрытия нашей духовно-нравственной природы, для уяснения общих норм и путей жизни.
Нравственный закон возник из живых показаний нравственного чувства каждого отдельного человека, Сознание и разум людей фиксировали, обобщали данные этих показаний. Так возникли жизненные нормы, нравственные законы у всех народов, В своей основе они несли общее понятие о нравственно добром как обязательном и нравственно злом как недозволенном.
Нравственным законам человек подчиняется при посредстве разума, нравственного чувства и свободной воли. Вот почему нравственные законы иначе называются правилами, которые направляют нашу волю, но не принуждают ее. Принуждение заменяется здесь чувством долженствования, которое, однако, тоже настойчиво в своем требовании: «ты должен», «так должно быть», «так надо». Такие требования постоянно заявляют о себе в душе каждого человека и не дают покоя до момента удовлетворения их, ибо исходят они из духа, совести и разума каждого человека.
Нравственный закон является неотъемлемой принадлежностью всякого человека, так что голос нравственного закона моей совести понятен и созвучен совести другого человека. Требования нравственного закона распространяются на все свободные действия человека, и оценка этим действиям дается только нравственная, то есть одобряющая или порицающая.
Необходимость нравственного закона обусловлена тем, что за нарушение нравственных предписаний человек обязательно будет отвечать перед своей совестью, перед общественным мнением и Богом. Никому не позволено нарушать этот закон и мириться с этим нарушением. От нарушения закона страдает не закон, а сам нарушитель его. Значит, его необходимо выполнять.
Никакой человек не оставлен Богом без закона. Для него существует нравственное правило, о котором Бог напомнил Каину: Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то при дверях грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт, 4, 7). Посему основное требование нравственности — непрестанно твори добро.
В Новом Завете неоднократно говорится о языческих народах, не получивших участия в призвании Израиля. Бог предопределил им идти своими путями, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его (Деян. 17, 27) во времена неведения (Деян. 17, 30). Закон Божий открывался им через посредство их совести и мыслей (Рим. 2, 15). Апостол Павел под законом понимал предписания нравственного порядка, по которым Бог судит язычников (ср.: Рим. 1, 18; 2, 12).
Естественный нравственный закон очень близок к закону Богооткровенному. Так, пророк Моисей говорит, что Божественный закон в устах… и сердце народа, чтобы исполнять его (Втор, 30, 14). Это означает, что содержание обнародованных Моисеем заповедей каждый человек мог найти в себе и тем установить тождественность норм обоих законов.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, нравственный закон, заложенный в первозданную природу человека, «неискореним и является со времен Адама надежным сожителем для всего рода человеческого». Все люди призваны исполнять этот закон. Исполнение приносит человеку нравственную мудрость, которая состоит в том, чтобы не только знать общие предписания нравственного закона, но и быть готовым применять его требования к своим индивидуальным запросам, особенностям и силам.
Христианская любовь, например, заповедует нам жертвовать собою ради блага ближнего, но не определяет всех частных способов и видов этой жертвенности. Это зависит от личных особенностей и обстоятельств жизни каждого. Один готов жертвовать собою как врач, другой как воин, третий как пастырь Христовой Церкви. Мудрость будет состоять в том, чтобы все эти жертвы проистекали из любви к Богу и человеку и внутренней готовности помогать ближним во славу Божию.
Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан