Нравственный закон

Духовное просвещение

 

Человек не по своей воле приходит в этот мир, от него зависит только, как прожить эту жизнь, как употребить то время, которое отвел ему Бог

Истинное совершенствование в духовной жизни связано со вниманием человека к внутренним движениям своего сердца. В руководствах к таковой жизни он находит указание, что на­добно внимать себе и наблюдать за тем, чтобы ум гармонировал с сердцем. Тогда каждый человек получит руль для управле­ния кораблем души, которым и придаст нуж­ное направление всем силам своего внутрен­него мира. Священник, как знающий, своим увещанием призывает кающегося навыкнуть вниманию себе, следить за нравственными по­буждениями нашего духа и в нравственном законе отыскать для себя указание, как пра­вить движениями своей души.

Жить в согласии с нравственным законом – значит жить по совести, по долгу, жить добродетельно. (Быт 4. 7). Закон подсказывает общие пути и средства для гармонического раскрытия нашей духовно-нравственной природы, для уяснения  общих норм и путей жизни.

Нравственный закон возник из живых показаний нравственного чувства каждого отдельного человека, Сознание и разум людей фиксировали, обобщали данные этих показаний. Так возникли жизненные нормы, нрав­ственные законы у всех народов, В своей основе они несли общее понятие о нравственно добром как обязательном и нравственно злом как недозволенном.

Нравственным законам человек подчиняется при посредстве разума, нравственного чувства и свободной воли. Вот почему нравственные законы иначе называются правилами, которые направляют нашу волю, но не принуждают ее. Принуждение заменяется здесь чувством долженствования, которое, однако, тоже на­стойчиво в своем требовании: «ты должен», «так должно быть», «так надо». Такие требо­вания постоянно заявляют о себе в душе каждого человека и не дают покоя до момен­та удовлетворения их, ибо исходят они из духа, совести и разума каждого человека.

Нравственный закон является неотъемлемой принадлежностью всякого человека, так что голос нравственного закона моей совести по­нятен и созвучен совести другого человека. Требования нравственного закона распростра­няются на все свободные действия человека, и оценка этим действиям дается только нрав­ственная, то есть одобряющая или порицаю­щая.

Необходимость нравственного закона обусловлена тем, что за нарушение нравственных предписаний человек обязательно будет отве­чать перед своей совестью, перед обществен­ным мнением и Богом. Никому не позволено нарушать этот закон и мириться с этим нару­шением. От нарушения закона страдает не закон, а сам нарушитель его. Значит, его необходимо выполнять.

Никакой человек не оставлен Богом без закона. Для него существует нравственное правило, о котором Бог напомнил Каину: Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то при дверях грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт, 4, 7). Посему основное требование нравственности — непрестанно твори добро.

В Новом Завете неоднократно говорится о языческих народах, не получивших участия в призвании Израиля. Бог предопределил им идти своими путями, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его (Деян. 17, 27) во времена неведения (Деян. 17, 30). Закон Божий откры­вался им через посредство их совести и мыслей (Рим. 2, 15). Апостол Павел под законом понимал предписания нравственного порядка, по которым Бог судит язычников (ср.: Рим. 1, 18; 2, 12).

Естественный нравственный закон очень бли­зок к закону Богооткровенному. Так, пророк Моисей говорит, что Божественный закон в устах… и сердце народа, чтобы исполнять его (Втор, 30, 14). Это означает, что содер­жание обнародованных Моисеем заповедей каждый человек мог найти в себе и тем уста­новить тождественность норм обоих законов.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, нравственный закон, заложенный в первозданную природу человека, «неискореним и является со времен Адама надежным сожите­лем для всего рода человеческого». Все люди призваны исполнять этот закон. Исполнение приносит человеку нравственную мудрость, которая состоит в том, чтобы не только знать общие предписания нравственного закона, но и быть готовым применять его требования к своим индивидуальным запросам, особенностям и силам.

Христианская любовь, например, заповедует нам жертвовать собою ради блага ближнего, но не определяет всех частных способов и видов этой жертвенности. Это зависит от личных особенностей и обстоятельств жизни каж­дого. Один готов жертвовать собою как врач, другой как воин, третий как пастырь Христо­вой Церкви. Мудрость будет состоять в том, чтобы все эти жертвы проистекали из любви к Богу и человеку и внутренней готовности помогать ближним во славу Божию.

 

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан