Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего КрестаГосподь наш Иисус Христос, распятый и умерший за грехи всего мира на Голгофе, был снят с креста праведным Иосифом Аримафейским и положен в пещере в саду, находившемся  недалеко от места распятия. Иудеи там же на Голгофе зарыли в землю Крест господень и кресты, на которых были распяты два разбойника, сохранив это место в тайне. Через 70 лет Иерусалим был до основания разрушен войсками римского императора Тита; следующие императоры-язычники поставили своей целью полностью уничтожить в памяти людей воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138), ненавидевший христиан, приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприно­шения. Прошло около 200 лет. Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.

Святой равноапостольный Константин Великий (306-337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, прави­телем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый «Миланский эдикт» — указ, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине им­перии прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Ми­ланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить.

Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого ев­рея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры.

Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаруже­ны Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возло­жил кресты на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонял­ся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.

При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжелобольная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юли­ана Отступника он принял мученическую смерть за Христа.

Святая царица Елена со всем усердием позаботилась почтить места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она воздвигла церкви в Вифлееме — месте Рождения Христа, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Ее успения, и еще 18 других церквей. Возвратившись в Константинополь, святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме ве­личественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним – его возвращение из Персии после 14-летнего пленения обратно в Иерусалим.  В царствование Византийского императора Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и святого патриарха Захарию. Крест пробыл в Персии 14 лет. И лишь при императоре Ираклии, который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня – Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Хри­стов в храм Воскресения. Рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот, которыми вос­ходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Тогда Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный Путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. Это произошло 14 сентября.

В память обретения Креста Господнего и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 14 сентября (27 н. ст.).     Крест Христов – основа духовного назидания и утешения христиан. Церковь предлагает верующим Крест для поклонения, чтобы стоя у подножия Креста, они особо прочувствовали страдания Спасителя и осознали какой ценой даровано им спасение. В этот день православные христиане скорбят о своих грехах и строго постятся.

Исторически в Римской империи крест был орудием позора и страшной казни. После крестных страданий Христовых, его смерти и Славного Воскресения для христиан Крест стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием о бесконечной любви Божией. Крестным знамением (изображением Креста Христова) освящается все в Церкви, так как перед Богочеловеком Христом  бессильны  все силы зла. Вот почему православные христиане чтут Святой Крест, осеняют себя с благоговением крестным знамением, носят его на груди, крестом освящают свои дома и храмы. Символом христианской жизни и выражением надежды на воскрешение из мертвых является установленный над местом погребения христианина могильный крест.

В каждой церкви православные христиане, благоговейно поклоняясь выносимому из святого алтаря Кресту, воспевают: «Приидите, верни, Животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос, Царь Славы, волею руцы распростер, вознесе нас на первое блаженство».