О духовно-нравственной природе человека

Духовное просвещение

 

Увещания духовного отца по исповеди грехов приоткрывает кающемуся существо его духовно-нравственной природы, ибо Богу угодно было сделать каждого человека образом вечного бытия Своего (Прем. 2,23) и родом Своим (Деян. 17,28)

Из всех живых существ на земле только человек является носителем нравственности. Живая душа человека отобразила в себе ос­новные свойства Самого Бога: премудрость, сказавшуюся в человеке его разумностью, лю­бовь и благость, заявляющую в душе духов­но-нравственными задатками и потребностями, и целенаправленную всемогущую волю, про­являющуюся творчески-созидательной силой в душе человека.

Живые истоки нравственности исходят из внутренних движений разумной души, из ее сердечных влечений и требований, из ее стрем­ления к добру и отвращения от зла. Апостол Павел удостоверяет, что нравственные потреб­ности написаны в сердцах (Рим. 2, 15) людей и имеют силу постоянно действующего закона внутри самой же человеческой природы (Рим. 2, 14).

Человеку некуда уйти от самого себя, от требований своей нравственной природы. При всех обстоятельствах жизни эти требования не оставляют его. Они особо настойчиво и остро заявляют о себе при общении людей. Причем «во взаимном общении людей, в воздействии одного на другого, — говорит X. Лю-тард, — самое главное заключается в том, что мы обращаемся к нравственной природе дру­гого». Это значит, что общение людей про­исходит на той же нравственной основе, кото­рая представляет самое существо человеческой природы.

Духовной природе человека, как разумносознательной, присущ инстинкт — влечение к Богу как к своей высшей, идеальной норме. Нравственной же сфере человека присущ ин­стинкт добра, который следует развивать.

Влечение к высшей, идеальной своей норме находит свое выражение уже в раннем прояв­лении нравственного инстинкта.

Родившись, ребенок инстинктивно тянется к своей матери, чтобы получить все, что ему нужно в новой форме своего существования: тепло, питание, ласку, уход. До этого все необходимое для своего утробного развития он получал через кровь матери. Теперь же «с молоком матери» он впитывает в себя уже не только питание, но и влечение, привязанность к матери, потребность общения с ней.

Будучи беспомощным, ребенок всем своим существом чувствует участие матери в его жизни, ее внутреннюю сердечную заботу и не­произвольно переживает все это как приятное удовлетворение, удовольствие и радость.

Излияния любви и ласки матери, ее уход за малышом будят, вызывают в ребенке ответное движение его собственных чувств. Эти чувства преисполнены или довольства и радости, или тревоги и требовательности, если мать не сразу же удовлетворяет его потребности. Мать как бы вторично рождает младенца: так сильно и явно она помогает формированию в нем уже чисто человеческой, духовно-нравственной сферы жизни.

Влечение к матери с чувством удовольствия и радости составляют существо нравственного инстинкта. Он пробуждается у ребенка в ответ на чувства матери и ее участие в его развивающейся жизни.

На основе пробудившегося нравственного инстинкта у ребенка возникает и так называемый социальный инстинкт, ибо через общение с матерью ребенок начинает чувствовать влечение и к другим людям. В этот ранний пери­од своей жизни «каждый ребенок прежде всего устанавливает свое отношение к матери и только через посредство ее мало-помалу уста­навливает отношения и с другими людьми». У него начинает складываться закон так на­зываемого психического соответствия (совме­стимости) с другими людьми или несовмести­мости, инстинктивно улавливаемый ребенком. И затем, когда ребенок подрастет, в основе его разных отношений к людям будет действо­вать тот же самый закон соответствия с ин­туитивно-инстинктивной моральной оценкой каждого незнакомого человека.

Безотчетные внутренние влечения и связан­ные с ними непроизвольные моральные оценки действуют в младенце раньше, чем он их осознаёт. Эти влечения при удовлетворении их превращаются в потребности, тоже перво­начально не доступные сознательной оценке.

Нравственный инстинкт младенца — непроизвольное влечение его к матери — является первым и как бы исходным проявлением его нравственной природы, приносящим удовольствие и радость при удовлетворении. При повторении этого удовлетворения нравственное влечение переходит в нравственную потребность, а удовлетворение этой потребности пе­реходит в нравственное чувство.

 

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан