28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Православные праздники

 

Событие Успения Пресвятой Богородицы было известно на христианском Востоке с первых столетий нашей эры, но праздник не имел общецерковного распространения вплоть до начала VII в., когда император Маврикий (592-602 гг.) установил его в Византии.

После Вознесения Господа Богородица жила в доме любимого ученика Христова, апостола Иоанна Богослова, который заботился о Ней, как о родной матери. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, где часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на Небо. Она молилась там: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на Небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на горе Елеонской, пред Нею предстал Архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во Святая Святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия, неотступно охранял Ее во все время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице о скором переселении её из земного мира на Небеса. В подтверждение своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, ее должны были нести перед одром Богородицы, когда пречистое тело Ее будет несено для погребения.

Перед Её кончиной все апостолы, кроме апостола Фомы, чудесным образом были собраны в Иерусалиме. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь: Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами, явился и принял душу своей умершей Матери. Казалось, Богородица уснула, а не умерла, отсюда и название праздника  — Успение.

Оплакав разлуку с Божией Матерью на земле, апостолы приступили к Её погребению. Они несли тело Богородицы по Иерусалиму на погребальном одре и множество людей, прикасаясь к нему, получали исцеление от недугов. Во время шествия над процессией появилось облако света, и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло ее от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Афония ужаснулся и раскаялся, а получив исцеление, стал исповедовать учение Христа.

К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему промыслу апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и решили отвалить камень от могильной пещеры для его прощания с Богородицей. Но апостолы нашли в пещере лишь погребальные пелены, и убедились в вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо. Вечером того же дня за трапезой им явилась матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни» В ответ апостолы воскликнули при преломлении хлебы: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Праздник Успения Пресвятой Богородицы на Руси всегда называли Богородичной Пасхой. И это не случайно, это действительно уди­вительный праздник радости о смерти. Праздник, когда смерть переплавляется и превращается в пре­красный сон. В Иерусалимских тропарях поется: «Ты, Богородица, заснула на земле плотью, а проснулась Ты на Небесах с телом». Праздник Успения — это и праздник преображения нашей смерти, переход в бесконечную жизнь всего человека, а не только его духа, разума, сознания, но даже и этого тела. Праздник Успения является для нас подтверждением, что дело Иисуса Христа не осталось втуне. Господь дей­ствительно победил смерть и дал нашим телам вечную жизнь. Успение подтверждает, что мы с вами будем восстановлены в этих телах и вечно будем жить в Небесных чертогах, наслаждаясь созерцанием Бога. Мы будем носиться вокруг трона Бога, как Богоматерь Мария, Она, как ласточка, забывшая гнездо, которое покинула на земле, летает вокруг престола Божия. Ее охватила удивительная, уязвляющая любовь к Богу, которую Она пронесла сквозь всю Свою жизнь, и кото­рая преобразила всю Ее.

В Русской Церкви праздник Успения всегда особо почитался верующими, о чем свидетельствует множество главных городских Успенских соборов по всей Руси. Праздник Успения завершает годовой круг двенадцати (так называемых двунадесятых) важнейших церковных праздников.

Праздник Успения Богородицы является для нас свидетельством и залогом Ее предстательства за мир и Церковь Христову: Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестает ходатайствовать за нас перед Своим Сыном.

 

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан

Успение Пресвятой Богородицы