Православные праздники
Все праздники, установленные в Русской Православной Церкви, имеют историческое основание. Этот праздник перешел к нам из Византии, где был установлен в IX веке. В Константинополе ежегодно 1 августа (14 августа по новому стилю) из царских палат благочестивых византийских императоров износили Крест, на котором был распят Господь наш, с частицей Животворящего Древа для совершения крестных ходов по городу и водосвятных молебнов. В течение двух недель святыня носилась по городу, а 14 августа животворящее древо Креста переносили обратно в царские палаты. Такой обычай был установлен в связи с тем, что летом учащались случаи распространения инфекционных болезней, и поэтому для их прекращения святым Крестом освящали окружающую среду и водные источники.
Впоследствии в подкрепление и утверждение древнего обычая в основание этого праздника 1-го августа сложились еще следующие исторические события: в 1164 году русский князь Андрей Боголюбский вел войну с камскими болгарами-язычниками и перед сражением молитвенно взывал ко «Всемилостивому Спасу» о даровании победы. При этом он видел чудесное знамение: от икон Спасителя и Божией Матери исходил чудный свет и осенял русских воинов. Князь Андрей одержал над врагами полную победу и, возвратившись после победы над врагами на место битвы, торжественно исповедал в этом чудодейственную силу Божию, пал ниц перед святыми иконами и со слезами благодарил Господа за дарованную победу. Битва произошла именно 1-го августа, почему и положено было ежегодно праздновать этот день в честь Всемилостивого Спаса, отчего в нашем просторечии и вошло в обычай называть этот праздник Спасом. Около того же времени и греческий император Мануил вел войну с сарацинами и точно так же, по молитвенном обращении к Спасителю, одержал несколько побед над врагами, которые признал очевидным благодеянием Божиим. Узнавши о помянутом чудесном знамении от Спасителя, бывшем в русском войске, император вошел по этому поводу в сношение с русским князем, и общим согласием древнее предание было не только восстановлено, но и утверждено положением о повсеместном праздновании в Православной Церкви 1-го августа в честь Животворящего Креста Господня.
В России начало праздника относят ко времени введения у нас Иерусалимского устава (конец XIV и начало XV в.). Название праздника «происхождение» является неверным переводов греческого слова «проодос», которое означает торжественную церемонию, крестный ход.
Крест имеет величайшую Божественную силу и важность в Церкви Христовой, в которой не только святые таинства, но и все обряды, все богослужебные молитвы и песнопения — все священнодействуется и благословляется знамением Креста.
В праздник в честь Креста наша мысль и слово должны преимущественно принадлежать Кресту. Иисус Христос крестными страданиями, пролив Свою Божественную кровь во спасение наше, искупил нас от греха, проклятия и смерти, примирил нас с Богом и даровал нам жизнь вечную. Таким образом, Крест есть орудие нашего спасения. Всякий, взирающий на Крест Христов с верой, получает спасение, подобно тому, как всякий еврей, взиравший на змия, повешенного на кресте в пустыне, с верой, избавлялся от смертоносного укушения змей. Православные христиане издревле имели обыкновение прибегать к спасительной силе Креста как в частных событиях своей жизни, так и в общественных бедствиях: во время войн, эпидемий. И Крест нередко видимо являл чудесное действие прибегавшим к нему. Крест есть великое оружие на врагов наших, видимых и не видимых; почему всякий православный христианин на всех путях ограждает себя знамением Креста, содержащего в себе силу Христову. Словом, Крест Христов всегда и во всем имеет величайшее знамение для Церкви Христовой и для каждого человека, исповедующего веру Христову.
Но кроме этого Креста, как Божественного знамения силы Христовой и нашего спасения, есть еще крест — это различные скорби и страдания, которые в жизни достаются на долю каждого человека и которые у нас также принято называть крестом. И такое название совершенно справедливо и основательно. Сам Господь дал такое название нашим скорбям и страстям, когда сказал: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 8, 34).
До революции на Руси при возникновении всяких общественных и государственных нестроений всегда износился крест для усмирения народных волнений. Крест вместе с иконами несли и впереди войск, идущих на сражение, и побеждали с ним.
Такое почитание святого Креста было во все времена, кроме того периода советского времени, когда после революции 1917 года Православная вера была гонима врагами Христовой Церкви, нашего народа и Отечества. Но, по милости Божией, сейчас возрождаются эти священные традиции. Итак, будем поддерживать в нашей жизни, в жизни нашей Церкви этот благочестивый, богоугодный обычай изнесения Креста Господня. Крестом мы должны ограждаться всегда, во всякое время, не только на богослужении и домашней молитве, но и отправляясь в путешествие, и перед началом всякого дела мы должны осенять себя крестным знамением.
С крестными ходами теперь ходят по городам и весям в воспоминание о всех священных событиях в истории нашей Русской Церкви. Теперь ни для кого не новость, что и в Великую Отечественную войну мы одержали победу с Божией помощью. Перед решающими сражениями хоть тайком, но молились и простые солдаты, и командиры, в тылу духовенство совершало крестные ходы и молебны, с иконами облетали на самолетах вокруг Москвы и Ленинграда. С Крестом побеждали, с Крестом и победим всех врагов наших.
Мы должны обращаться к спасительной силе Креста не только но время несчастных событий, но постоянно, в предотвращение бедствий. Мы слабы, немощны, грешны и нуждаемся в Божественной помощи, поэтому должны прибегать к Кресту, который дарован нам к отгнанию всякого супостата.
Через крестную смерть Христову мы имеем дерзновение к Богу и называем Его Отцом своим. Через Крест прежде совершались и теперь могут совершаться чудеса; если же мы не видим их, то потому, что вера наша ослабла, развивается маловерие, многие тяготятся заповедями Божиими и не хотят руководиться ими. Надежда также поколебалась; теперь надеются на Бога только бедные и несчастные, а остальные нередко только на свое богатство и могущество. Молитва наша часто бывает коротка и холодна.
Крест Христов требует от нас живой и твердой веры, непоколебимой надежды, глубокого смирения, внимания к своему внутреннему состоянию и сокрушение о грехах.
Побуждая верующих в этот день прославлять животворящий Крест, святая Церковь в своих песнопениях воклицает: «Днесь Крест воздвизается, и мир от лести освобождается, днесь Христово воскресение обновляется, и концы земли радуются».
В день этого праздника Святая Церковь освящает начатки меда. Поэтому в народе этот праздник называют медовый Спас.
Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан