1 августа 2015 г. — в храме преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска престольный праздник

Всероссийский старец

 

«Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божиего»
(преп. Серафим Саровский)

 

В 1903 году Постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви было решено «благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыне, признать в лике святых, благодатию Божию прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами. 19 июля (по стар. стилю) при стечении почти 300 тысяч человек было совершено открытие мощей преподобного Серафима и прославление его, как новоявленного угодника Божия. Это событие сопровождалось многими исцелениями. 19 июля на поздней литургии во время малого входа, гроб со святыми мощами был обнесен вокруг святого престола Успенского собора, а затем положен в уготованную для него раку. При пении тропаря святому Серафиму гроб с его мощами был, с крестным ходом и молебным пением, при торжественном колокольном перезвоне, обнесен вокруг монастырских храмов, после чего гроб со святыми мощами был упокоен в Успенском соборе, где они и почивают, «всем исцеления подавая, верою притекающем к раце мощей».

Родился преподобный Серафим Саровский 19 июля (по ст. стилю) 1759 года в г. Курске от набожных родителей Исидора и Агафии и получил имя Прохор. Отец его умер, когда ему было три года, воспитывала его мать. Еще с детских лет обнаружилось, что Прохор находится под особым покровительством Божией Матери.

В Курске строилась колокольня, и он, семилетним мальчиком, вскарабкался на нее. Перил не было, и, оступившись, Прохор упал с колокольни. К изумлению матери и окружающих, мальчик остался невредим. Особое покровительство Божие подтвердилось и другим событием в его детстве. Он тяжело заболел и однажды видит во сне Божию Матерь. «Я посещу тебя и исцелю», — говорит ему Она. Он рассказал сон матери. Та недоумевала. Многие знают, что в Курске есть икона Знамения Божией Матери, и что в определенное время года совершается с ней крестный ход. И вот мимо дома Прохора проносили эту икону. Мать подвела больного отрока к иконе, после чего мальчик вскоре выздоровел.

Юношей Прохор подружился с духовно настроенными товарищами, и у них возникло желание поступить  в монастырь. Они читали Священное Писание и духовные книги, ходили в храм, но желание свое поступить в монастырь хранили в душе. Когда Прохору исполнилось 19 лет, он сказал о нем матери. Мать его была мудрой женщиной, она поняла, что задерживать его в миру нецелесообразно, и благословила его крестом на богомолье в Киев.

И вот Прохор с четырьмя сверстниками отправился в Киев. В то время там жил инок Дорофей. Он благословил Прохора идти в Саровскую обитель. Там Прохор проходил все обычные монастырские послушания: трудился и в просфорне, и в пекарне, сплавлял лес. Но трудился он не ради людей, а исполнял волю Божию, смотрел на все как на дело, данное Богом. Его духовный руководитель приучил его быть внимательным и к своим чувствам, и к своему сердцу. Человек может ведь зарости сорной травой, а наставники приучили его удерживаться от плохих чувств и плохих мыслей, воспитывать свою волю. Его внимание было обращено внутрь – в сердце. С первых же лет его приучили творить Иисусову молитву.

В это время он тяжело заболел, и вновь было проявлено особое покровительство Божией Матери. Болезнь приняла затяжной характер. Тогда явилась ему Матерь Божия с апостолами. «Сей – рода нашего», — сказала Она. После того юноша поправился.

Послушником он был восемь лет, затем пострижен с именем Серафим, а через несколько месяцев посвящен в сан иеродиакона. Служить ему приходилось с людьми духовно собранными, и он привык относиться к богослужению с благоговением, за что и был награжден особым видением. В Великий Четверг за Литургией иеродиакон Серафим вышел на солею и увидел, что от западных врат идет Сам Иисус Христос: подошел к алтарю, благословил народ и вошел в местную икону. Видение это настолько поразило молодого иеродиакона, что он остался недвижим. Два диакона ввели его в алтарь, и целых два часа он был под впечатлением видения, а затем рассказал о нем своему духовнику.

Когда преподобный Серафим был еще иеродиаконом, он имел обычай по окончании дня углубляться в лес и проводить там в молитве часть ночи.

В сане иеродиакона он пробыл семь лет, затем стал иеромонахом, и его духовная жизнь еще более углубилась. По благословению настоятеля он взял на себя подвиг отшельничества, стал жить уединенно в пяти верстах от монастыря. Из монастыря он брал только хлеб, а вокруг кельи развел небольшой огород, а затем пасеку. Уединение было сопряжено с великими трудами, на такое уединение можно было благословить только человека духовно зрелого.

В период подвига отшельничества преподобный Серафим углубился в чтение творений святых отцов. Любимыми авторами Серафима были Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Макарий Великий. Впоследствии в своих беседах преподобный Серафим часто цитировал святых отцов. К его внутреннему подвигу присоединился и внешний: он в течение 1000 дней и ночей молился коленопреклоненно на камне, прерывая свой подвиг лишь на короткое время. Свидетелем того остался камень, который по смерти преподобного был раздроблен на множество частей.

Однажды в дальней его пустыньке на него напали разбойники. Преподобный отличался необычайной силой и легко мог бы справиться с грабителями, но не оказал им никакого сопротивления. Разбойники стали искать у него сокровищ и, ничего не найдя, в злобе изувечили его, после чего ему пришлось пожить в монастыре некоторое время.

Уединение было первым великим подвигом преподобного.

После того как, по рассуждению братии, он возвратился в монастырь, некоторое время он был в затворе. Когда он возвращался из церкви в свою келью, его окружал народ, он благословлял его молча и был в особом духовном состоянии. В то время он уже стал известен, ему предлагали настоятельство, но преподобный от него отказался и до конца своих дней оставался простым иеромонахом. Так продолжалось до 1825 года, когда по благословлению Божией матери, он вышел из затвора и стал принимать у себя людей, наставляя, утешая и исцеляя их.

Перед его блаженной кончиной 2 января 1833 года ему еще раз явилась Матерь Божия. В келье его имелась икона Божией Матери «Умиление», перед которой он обычно молился, перед ней коленопреклоненно он и скончался. Похоронен он был в Саровском монастыре. С этого времени разные люди обращались к нему в своих духовных и житейских затруднениях, и ни один из тех, кто делал это с чистым сердцем, не оставался неуслышанным.

Сохранилось множество воспоминаний о преподобном, сохранились его книги, его вещи, его крест, полушубок, топорик, четки и множество записей. Преподобный Серафим оставил после себя много наставлений и некоторые пророчества. Ему были открыты тайны духовного мира, ему была дарована благодать исцелять душевные и телесные немощи. Он имел власть над темными силами. Он возбуждал своим словом в сердцах и душах человеческих покаяние. Архимандритом Серафимом Чичаговым составлена Дивеевская летопись, в которой он собрал все эти сведения.

Святой Серафим своей жизнью показывает, что христианство – это не какая-то теория и не красивые слова, это вполне достижимая новая жизнь, новое царство, которое пришло на землю. Серафим Саровский – один из многих примеров жителя Царствия Небесного здесь, на земле. Человек может стать иным существом, может стать святым еще при жизни. Явления Серафима Саровского – это явления возможности непосредственного богообщения. Он был из рода святых, которые идут сквозь все поколения людей. Святой – это тот, кто стяжал благодать Святого Духа. Благодать Святого Духа – это не какой-то нравственный уровень, а несотворенная сила, проявляющаяся в виде необыкновенно сияния, удивительного благоухания, она проявляется как радость и мир в душе.

Серафим Саровский показывает, что главная цель жизни человека на земле – наследовать Царство Божие, войти в него. И это возможно и достижимо для любого человека, который верит, согласно Никейскому Символу Веры, который принял боготворящее крещение, кто участвует в святых таинствах Божиих. Такой человек может и должен вступить в общение с Создателем. Главная причина посещения христианского храма — это получение спасения через достижение прямого богообщения! В Священном Писании это называется сыноположением (усыновлением), чтобы мы стали детьми Божиими в прямом смысле.

Преподобный Серафим говорил: Бог есть огонь, поедающий всякую нечистоту. Если у человека сердце холодно и сковано льдом, значит, человек чужд благодати Божией. Когда Господь касается сердца человека, Он касается его как огонь, сжигающий зло и распаляющий нас, и этот огонь переделывает человека.

Многие люди не ходят в Церковь, так как не ищет силы, не ищут славы, не ищут могущества, не ищут знания. Церковь обладает сверхзнаниями, которые сокрыты от непосвященных, обладает сверхсилами. Церковь победила смерть, и это проявляется в исцелениях, как физических, так и духовных, в том числе и в физическом воскресении мертвых. Потому что Церковь в себе содержит всю полноту силы. Если мы – христиане не поймем сами и не будем передавать другим сведения о Церкви как о месте восстановления человека, о месте бесконечной жизни человека, то нас никто не будет слушать, и справедливо. Задача человека в Церкви – идти к Царствию Божию, то есть жить евангельской жизнью, жить в Божественной силе, усваивать ее. Серафим Саровский учил людей делать те добрые дела, которые дают особенно много Святого Духа.

Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6,33), и все остальное приложится.

И в доказательство, что все это возможно, явлены нам и Серафим Саровский, и Сергий Радонежский, и блаженная Матрона, и Пречистая Царица Богородица.

Святость отца Серафима исповедовалась всегда – при жизни и по кончине – везде по всей Российской Империи, всяким родом, чином и сословием православного народа. И до сего дня преподобный Серафим, всея России чудотворец, почитается по всей Русской земле как один из величайших подвижников Святой Соборной и Апостольской Церкви.

 

 

Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан