28 июля — день преставления святого равноапостольного князя Владимира

Жития святых

Равноап. вел. князь ВладимирСвятой Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: Поминайте наставников ваших, которые открыли вам тайны веры… И вот сегодня мы вспоминаем князя Владимира: как историческая личность князь Владимир был сложным человеком, и в нем мы видим всю сложность человеческой души, человеческой жиз­ни, когда она возникает из сложных, стихийных недр язычества, чтобы встретиться лицом к лицу с Евангелием, с Самим Христом. Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.

Благо народам, которым Господь посылает мудрых и любящих вождей. Таким благодатным даром для  Древней Руси явился святой князь Владимир, мощной рукою пробудивший свое отечество от темного языческого сна. И в благодарной памяти народной, в исторических преданиях, даже в былинах  и сказках сияет образ князя-просветителя – Красным Солнышком, дорогим каждому русскому сердцу.

Думая искупить свой страшный грех служением высшей правде, духовно слепой князь Владимир сделался усердным служителем лжи. Он стал не просто язычником, но язычником ревностным. По воле князя по всей Руси начали умножаться кумиры «поганых идолищ» — им приносили в жертву пищу и питье, животных, в особых случаях – и людей. Особенно выделялся огромный истукан Перуна с серебряной головой и золотыми усами.Память о братоубийстве не давала покоя князю Владимиру ни среди государственных забот, ни среди ратных дел, ни среди нечистых утех плоти. Мир своей могучей душе князь пытался найти в религии, но мерзость язычества только сильнее растравляла сокровенные раны его совести.Когда Великий князь Святослав погиб, его сыновья недолго хранили мир между собой. Не имея сил сопротивляться, Владимир бежал из Новгорода в Скандинавию, унося в сердце смертельную ненависть к старшему брату Ярополку-христианину, жажду мести и жажду власти. Он вернулся, как только удалось собрать сильную дружину из наемников-варягов, и совершил свою месть — обагрил руки в крови брата. 11 июня 978 г., вступив в Киев, стал «единодержцем» Киевского государства. При нем произошло объединение русских земель, и славянские племена, проживавшие от Карпат и Немана до Белоозера, Оки и Волги, стали называться русскими.Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Еще равноапостольная княгиня Ольга пыталась просветить своего внука светом христианства. Однако спасительные семена ее наставлений в сердце юного князя вскорости были заглушены совсем иными влияниями. Более всего юношу манила громкая слава его отца Великого князя Святослава – неустрашимого воина, разгромившего опаснейшего врага Руси – Хазарию. Война была единственной страстью и утехой Святослава: проводя время в походах, он мало занимался своими детьми, каждому из сыновей назначив уделы и отослав их туда. Владимиру достался Новгород, где он рос под присмотром своего дяди Добрыни, грубого язычника и лихого вояки. Новгородское «воспитание» молодого князя свелось к обучению его воинскому искусству и разнузданным порокам. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах.С детства будущий Великий князь проникся горячей любовью к отчизне. Завоевав власть, он сделался мудрым и справедливым правителем. Беспощадный к внешним врагам, к мятежникам и преступникам, он был щедр и добр с народом, приветлив и обходителен со старейшинами, боярами и воинами. Со всех концов Руси ко двору Великого князя – на пир и на совет стекались лучшие люди, самые умные, самые знающие, самые смелые. Княжение Владимира было овеяно воинской славой. Он разгромил гордую Польшу и вернул отечеству земли Галиции. Он (в союзе с тюркским народом – торками) положил конец набегам ятвягов и завоевал Прибалтику. При нем кочевники-печенеги не дерзали разорять русские города и села, безопасны от разбойничьих шаек стали дороги, ненарушимым сделалось общерусское единство. И росла любовь народа русского к своему Великому князю.

В слепом пристрастии к язычеству князь Вла­димир не ограничился идолопоклонством, но воздвиг яростное гонение на христиан. Казалось, что все достижения равноапостольной княгини Ольги по просвещению Руси истинной верой будут разрушены ее внуком-язычником.

После победоносной войны в Прибалтике князь Владимир решил поблагодарить за эту удачу кровожадного Перуна — принести ему в жертву ребенка. По обычаю бросили жребий, выпавший на юно­го христианина Иоанна, сына варяжского ратника Феодора. Киевляне-язычники, весьма довольны, что страшный удел на сей раз миновал их семьи и пострадать придется иноземцу, повалили толпой к дому Феодора, чтобы забрать намеченную жертву. Однако здесь идолослужители встретили неждан­ный отпор. Воин-христианин твердо заявил: Един Бог, сотворивший небо и землю. Не дам сына моего бесам. Ежели идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его.

Огромная толпа язычников так и не смогла зах­ватить живыми двух исповедников Христа Спасите­ля. Феодор доблестно отражал их натиск, пока осаждающие не подрубили сваи его жилища и свя­тые мученики были погребены под развалинами.

Кровь святых Феодора и Иоанна словно обожгла слепую душу князя Владимира. Князь был потрясен случившимся. Феодор-варяг не случайно остался на Руси и после изгнания его корыстных соплеменников: это был один из лучших княжеских дружинников — благородный, честный и умный. То мужество, с которым святой Феодор в одиночку противостал тысячам разъяренных киевлян, могло быть явлено только при защите правого дела. И князь Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о Едином Боге, сотворившем небо и землю.

Настало для князя время заглянуть в собствен­ную душу. Да, он был «героем» — героем языче­ским, чьи подвиги были в убийстве и коварстве, разгуле и блуде. Князь почувствовал, что посты­лой стала ему слава, что душа его томится по чему-то высокому и чистому. И вокруг себя оглянулся князь Владимир. Да, он служил русскому на­роду, как умел, но человеческая злоба и подлость, разнузданные страсти, смиренные властной рукой князя, были готовы в любой миг вырваться наружу и разрушить державу, потому что это зло таилось в сердцах людей и тому же учили их языческие «боги», нечистые и кровожадные. Великому князю Владимиру припомнилось все, что слышал он в детстве от бабки своей, мудрой и святой княгини Ольги, о совсем ином Божестве – Всеблагом Создателе, Небесном Отце людей. Во Имя Единого Бога доблестно принял смерть и мученик Феодор-варяг. В сердце князя Владимира проснулась надежда на то, что Небесный Отец выведет из мрака и его самого, и его народ. Духовные очи правителя Руси отверзлись к истинному богопознанию.

Услышав, что властелин Русской державы склоняется к принятию единобожия, в Киев к княжескому двору вскорости же явились проповедники мировых религий.

Горячая любовь к родной земле уберегла Великого князя от роковой ошибки в выборе. Он отказал римо-католикам, проповедникам иудаизма, волжским булгарам (мусульманам). И только вестников Православия, прибывших из державной Византии, Великий князь Владимир выслушал внимательно.

Истины православной веры изъяснял князю греческий философ по имени Кирилл. Князь Владимир дивился глубине и милосердию Учения Христова, а слушая Благовествование о Вечной жизни, вздохнул: Благо добрым, и горе злым. Крестись – и будешь в раю с праведными, — отвечал князю христианский философ.

Великий князь понимал всю важность предстоящего выбора веры и отнесся к нему с особой рассудительностью и осторожностью. В душе уже склоняясь к Православию, князь тем не менее от­правил самых разумных людей из своего окружения с посольством по разным странам, чтобы те оценили достоинства различных религий. В странствиях по Европе княжеские послы не увидели ничего привлекательного, зато богослужение в Кон­стантинополе привело их в восторг. Вернувшись в Киев, послы говорили: Пришли мы к грекам, и ввели они нас туда, где служат Богу своему: и не знаем – на небе или на земле были мы. Нет такого вида и такой красоты на земле. Недоумеваем, как и рассказать о ней, только знаем, что там Бог пребывает с людьми, и что служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть этой красоты, и как всякий человек, вку­сив сладкого, не принимает горького, так и мы не можем быть при здешнем невежестве. Так Божественная Истина Православия влекла к себе славянские сердца Божественной красотой. К восхищенным речам послов княжеские советники, бояре и старцы присовокупили и свое рассуждение: Если бы греческий закон не был лучше всех других, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех людей. Итак, сам Великий князь и лучшие люди Руси оказались единодушными в стремлении к Православной Христовой вере.

Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами:

  1. Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.
  2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
  1. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль, способствовало развитию культуры — философия, богословская литература.
  2. Социальное расслоение требовало новой идеологии.

Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком с другой. Уже в X веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей – из Северной Европы в Византиюю. В IX–X веках был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира. Однако, несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира.

В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежникаи, которых император не мог самостоятельно усмирить. В качестве награды Владимир потребовал себе в жены  сестру императора Василия II — принцессу Анну. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд был направлен в Византию, мятеж был подавлен, но греки не спешили выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму в богатейший город Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну.

В прежние времена мысль о том, что девица из семьи византийского кесаря может выйти замуж за варвара-славянина, показалась бы в Константинополе чудовищной. Однако тогдашнему императору Василию Багрянородному было уже не до чванства: в Византии бушевал мятеж, и приобрести еще одного врага в лице победоносного русского князя означало погубить державу. Хотя и страшно было молодой царевне Анне ехать в языческую Русь, но брат-император и духовные наставники убедили ее: так она спасет свою родину, а может быть, и послужит орудием Промысла для обращения могучего русского народа к Богу Истинному.

Царевна решилась на подвиг, оставалось одно препятствие: никакие политические расчеты не мог­ли заставить Православную Византию отдать царевну-христианку «поганому» язычнику. И Константи­нополь потребовал, от русского князя: хочешь жениться на царевне – стань христианином. Возлюбися мне вера ваша, и хощу убо прияти ея, – ответствовал Великий князь Владимир.

В Корсуни князь Владимир внезапно ослеп, дабы к вящей Славе Божией обрести и телесное, и духовное прозрение в купели Святого Крещения. Узнав о болезни своего жениха, царевна Анна убедила его не медлить с принятием Таинства. И вот в день Свя­той Пасхи, 8 апреля 988 года, было явлено чудо Господне во благо русского народа: когда грече­ский епископ возложил руку на новокрещаемого князя Владимира, отверзлись его очи, и он воскликнул: Теперь я увидел Бога Истинного! Тут же, потрясенные этим чудом, крестились бояре и княжеские дружинники. Так принял крещение князь Владимир, получив христианское имя – Василий.

Великий князь спешил поделиться обретенным им сокровищем веры со своим народом, с воз­любленным своим отечеством. Вместо какой-либо дани или «боевых трофеев» князь Владимир вывез из Корсуни мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фивы, святые иконы и богослужебную утварь, а вместе с князем шли в Киев православные священнослужители. Он шел про­свещать спасительной верой землю Русскую.

Задача Крещения необъятной языческой страны могла показаться непосильной. Еще князь Аскольд пытался проповедовать на Руси христианство – и был предан и убит. Равноапостольной княгине Ольге, мудрой и мужественной, удалось создать в оте­честве лишь немногие островки благодати. Древние русичи отнюдь не отличались послушанием власть имущим. Русская вольница могла заявить всякому боярину или князю: «Ты нам не люб, иди от нас, куда хочешь». А Великий князь Владимир дерзал уничтожить народные суеверия, заставить Русь переменить весь образ жизни — за такое любой другой правитель тотчас бы поплатился головой. Но этот князь по-настоящему был люб народу русскому.

Дело просвещения Руси равноапостольный князь начал решительно – с уничтожения идолов, показывая их полное ничтожество. Некоторые упорные язычники при этом плакали, но многим русичам давно опротивели эти «болваны», лакомые до жертв и человеческой крови. Однако немало усилий понадобилось, чтобы победить язычество в Новгороде и других городах северной Руси.

И когда святой равноапостольный князь Владимир призвал свой народ идти на Днепр для Крещения, киевляне и не подумали сопротивляться велению князя. Еще со времен Аскольдовых христианство было известно на Руси как вера добрая, к тому же люди были уверены, что любимый князь и умные бояре не желают им зла, но предпочли новую веру старой, потому что она гораздо лучше. Так наступил величайший день в истории нашего Отечества – день духовного рождения русского народа. По словам летописи, в этот день небо и земля ликовали. Неисчислимые толпы русичей устремились к Днепру, дабы сподобиться благодати Святого Духа. В звуках священнических молитв и церковных песнопений дикая языческая страна преображалась в Святую Русь. В неописуемой радости духовной со­зерцал это зрелище равноапостольный князь Вла­димир. В веках звучат для нас вдохновенные слова молитвы крестителя Руси, впервые раздавшиеся над днепровскими водами: Боже великий, сотворив­ший небо и землю! Призри на люди сия, дай им, Господи, увидети Тебе, Истиннаго Бога, утверди в них веру правую и несовратную, и мне помози на супротивнаго врага спасения человеческаго, да надеяся на Тя и на Твою державу, побеждаю козни его. Так молил Господа любвеобильный князь о своем народе — да познают люди русские Небесного Отца, да хранят верность Святому Пра­вославию, да уповают на Всевышнего в борьбе с коварным диаволом.

Великий креститель Руси явился и величайшим просветителем Отечества. Началось приобщение сплошь безграмотной страны к Слову Божию по книгам, переведенным учителями славянства святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Не в одном стольном Киеве насадил святой князь Владимир православную веру, но разослал сыновей своих вместе со священниками для проповеди во все концы Руси и сам отправился возвещать Истину Христову в земли Волынские и Суздальские. Стали строиться новые города, в них возводиться церкви. А на месте мученической кончины святых страстотерпцев-варягов Феодора и Иоанна воздвиг князь Десятинную церковь во имя Успения Божией Матери, ставшую центром общерусского сбора церковной десятины, пожалованной Церкви святым князем.

Великий князь Владимир, осененный Божествен­ной благодатью, преобразился почти неузнаваемо. Прежде жестокий и мстительный, охочий до кро­вопролития и войн, князь сделался миролюбивым и человеколюбивым, всюду являлся не разрушите­лем, а созидателем, основывая города и утверждая селения. Прежде косневший в плотских страстях, в многоженстве, князь стал целомудренным, верным и нежным супругом царевны Анны. Брак этот был благословением Господним и для его государства, и для Православной Византии, где дружина князя Владимира усмирила пагубный мятеж. От этого брака родился прекрасный цвет новокрещенной земли Русской, просиявшие в лике святых князья Борис и Глеб. С женой-христианкой святой Владимир жил душа в душу, делился с ней печалями и радостями, советовался в важнейших делах, в том числе – и при составлении устава русского церковного права.

И в язычестве князь Владимир отличался хлебосольством, но то были пиршества богатого вла­стителя, устраиваемые ради ублажения придворных и собственного тщеславия. Не таковы стали пиры Красного Солнышка, Великого князя — христиани­на. Столы в княжеском тереме накрывались трижды: первыми трапезовали священнослужители, затем «голь перекатная», бедняки и нищие, и последними садились за стол сам князь с боярами и дружиной. Всякий нуждающийся мог прийти на княжий двор и получить все необходимое для жиз­ни. А святой князь Владимир беспокоился: Есть немощные и больные, которые не дойдут до двора моего. И слуги князя разъезжали повсюду на возах, где громоздились рыба, мясо, овощи, бочки с медом и квасом, выкликая: Нет ли здесь больного и нищего? Пусть возьмет, что потребно ему. Святой князь Владимир проникся таким от­вращением к кровопролитию, что дошел до крайности – перестал казнить разбойников, убийц и вра­гов отечества, не понимая, что нарушает тем долг христианского кесаря. Духовенству во главе со свя­тителем Михаилом Киевским пришлось даже вразумлять князя, по недомыслию впавшего в «непротивленчество».

Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви. Имя и дело святого Владимира, которого народ прозвал Красным Солнышком, отзываются во всей после­дующей истории Русской Церкви и государства. Празднование святому князю было установлено святым Александром Невским 15 мая 1240 г., после победы над шведскими крестоносцами, одержан­ной помощью и заступничеством святого князя.

Подобно тому как преобразился после Крещения князь Владимир, переродился и просвещенный святой верой русский народ. Вся жизнь Руси наполнилась красотой, светом, высшим смыслом. Там, где стояли мрачные идолища, воздвиглись величественные храмы. Там, где разносилась грубая брань, зазвучала гармония церковных распевов. Древнерусское зодчество и иконопись поныне восхищают весь мир. Русская речь поднялась до изъяснения чудес и тайн Всевышнего. Право­славная Русь научилась сочувствовать чужим страданиям, привечать странников и творить щедрую милостыню, много веков эта щедрость и открытость русской души удивляла иноземцев. Благотворное влияние Христова Учения Любви пронизало русский семейный быт – не буйство и похоть, а святость семьи как домашней Церкви стала определять отношения благочестивых супругов. Умилительная картина жизни старорусских семей, когда родители и дети, старые и малые, после дневных трудов собирались под домашними божницами, чтобы послушать Слово Божие или сказания о житиях святых – еще в прошлом веке это было любимым чтением простого русского народа. Русские люди (все, не только сельчане) называли себя «христьянами» (христианами) или «крестьянами» (почитателями Креста Господня), и не было в нашем языке упрека горше, чем «креста на тебе нет», слова более уничтожительного, чем «нехристь».

Стремлением осуществить правду Божию было проникнуто и законодательство, и осуществление правосудия и государствен­ных мероприятий.

Некогда Отечество наше именовалось Святой Русью. Конечно, это не значит, что каждый русский человек тех времен был праведен, – нет, в истории нашей много позорных пятен. И все же духовный взор народа был устремлен в Горняя. На Руси чтили не ловких проходимцев и жадных богачей, а смиренных иноков, служителей Божиих, идеалом народа была и оставалась – святость. Даже в глубочайшем падении русский человек сознавал мерзость своих грехов (вспомним, как Иоанн Грозный часами рыдал перед иконами). В старину на Руси никогда не водилось того бесстыдства и безнравственности, которыми отличаются западные «прагматики». Способность к искреннему, горячему покаянию перед Господом Милующим не раз помогала России возрождаться буквально из пепла.

От крещения Руси т до наших дней не было кажется ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Все области России, от Прикарпатской Руси  до принадле­жавшей недолгое время России Аляски имели своих подвижников. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Духовными же центрами ее были монастыри, влиявшие и на веси и на грады. Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу. Исто­рия России, полная дивных доказательств промышления Божиего о ней, есть история Божиего строительства, новая священная история. Воздействие на исторические события России ее святых мужей настолько велико, что нельзя отделить историю Русской Державы от истории Церкви. Церковностью были нанесены уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика.

Блаженна земля Русская, очищаемая огнем страдания. Некогда с благоговением собирали христиане песок в Колизее, напоенный мученической кровью. Места страданий и кончины мучеников делались священными и особо чтимыми. А ныне вся Русь есть поприще страстотерпцев. Земля ее освятилась их кровью, а воздух ее – восходом душ их на небо. Ей, священна ты Русь! Прав был древний писатель, сказавший, что ты – Третий Рим и четвертому не быти. Ты пре­взошла древний Рим множеством подвигов мучеников, ты пре­взошла и крестивший тя Рим своим стоянием в православии, и ты останешься непревзойденной до кончины мира. Лишь освященная страданиями и земной жизнью Богочеловека земля святее тебя в очах православных.

Нашему Отечеству было уготовано немало тягчайших испытаний, внешних и внутренних опасностей, смут и войн. То, что русский народ среди всех бедствий не только сохранил единство, но и обрел величие, можно объяснить только чудом Милости Божией, даруемой православной державе. Один из немногих прозорливцев минувшего века, пытавшийся защитить Отечество от смертоносной чумы безбожия и объявленный потому реакционером, К.П. Победоносцев, говорил: Явилась сила Божия в Церкви Православной, в Которую вошел язык наш под водительством святого благоверного Великого князя Владимира. Что бы с нами сталось без этой Церкви, страшно и подумать! Она одна помогла нам остаться русскими людьми. Увы! Ныне мы воочию видим, в какое ничтожество и дикость впадает расцерковленный народ, бывший некогда великим и славным.

Мы предали и расточили бес­ценное сокровище веры, завещанное нам Крас­ным Солнышком русского народа – святым рав­ноапостольным князем Владимиром. Где ныне старорусское благоверие и благочестие, братолю­бие и ревность о Боге, верность Матери-Церкви? Мы вернулись к первобытной дикости: как дикари жадно хватаемся за пестрые иноземные товары и моды, пляшем под языческие завывания рокеров, повсюду торгашество и обман, блуд и нечистота, ненависть и отчуждение, ереси и бесопоклонство. Все это мы называем цивилизацией — но нет, это с бездуховного Запада надвигается на нас мрак языческой дикости, и хохочет над нами древний кровожадный Перунище — одна из личин человекоубийцы-диавола.

Такого изобилия и многообразия демонских соблазнов еще никогда не бывало в России, и никогда еще русский народ не был так близок к гибели. И ныне, как при всех былых бедствиях русской истории, единственной надеждой нашей остается Святое Православие, завещанное нам Апостолом нашей Отчизны святым князем Владимиром. Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, — когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем.

Спасти Россию может лишь такое же чудо Господне, которое явлено было в древности на Днепре, при всенародном обращении духовно прозревших язычников к Богу Истинному. Так обратимся же ко кре­стителю и наставнику Руси, святому равноапостольному князю Владимиру. Быть может, благодатным его предстательством и дарует вновь Всеблагой Господь прозрение падшему народу нашему. Воззовем же с Матерью-Церковью: Святый равноапостольный княже Владимире, насади право­славную веру среди язык царства русскаго, неведущих Истиннаго Бога, искорени в нем ереси и расколы, да вси сынове российстии едиными усты и единым сердцем славят Бога. Аминь.

Настоятель Прихода храма преп. Серафима Саровского, приписного храма штаба 5-й армии в честь иконы Пресвятой Богородицы Порт-Артурская г. Уссурийска, зам. председателя епархиального отдела по работе с Вооруженными Силами РФ Владивостокской митрополии РПЦ МП, внештатный помощник командующего 5 армии, помощник командира 70-й ОМСБ 5 ОКА по работе с верующими

протоиерей Григорий Цуркан