Православные праздники
Преображение Господа Иисуса Христа Церковь почитает как великий праздник. Уже в IV веке святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного Константина Великого, построила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке. В день Преображения Господня духовенство совершает богослужение в белом облачении по подобию блистающих светом одежд Преобразившегося Спасителя.
Шел уже последний год трехлетней проповеди Иисуса Христа и тридцать третий от рождества Его.
Приближаясь к вольным страданиям, ради нашего спасения, Господь наш Иисус Христос начал говорить ученикам, что ему надлежит идти в Иерусалим, пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть!
Слова Христовы сильно опечалили учеников Его. Заметив скорбь их и желая облегчить ее, а также чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою Божественную славу.
Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. (По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор, которая находится в Галилее, к югу от Назарета).
Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка — Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!»
Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.
Став Человеком Сын Божий сделал человеческую природу причастной божественному Свету и благодати. Явившись на горе Фавор в сиянии Неземного света, Христос укрепил веру своих ближайших учеников перед предстоящими Крестными страданиями.
В этот момент апостолы приобрели способность видеть в своем Учителе величие Бога и сияние благодати, ту славу, которая ожидает праведников в Царствии Небесном, и причастниками которой мы можем быть уже здесь, на земле. Это сияние Фаворского света, исходящее от святого человека, в церковной традиции изображается в виде светящегося нимба над головой Христа и святых.
Святая Церковь учит, что Господь преобразился, дабы показать будущее преображение нашей человеческой природы и новое благодатное состояние человека, обретаемое им Воскресением Христа из мертвых.
Святая Церковь нравственно утешает всех истинных чад своих, внушая им, что за кратковременными печалями, скорбями и лишениями, которыми исполнена их земная жизнь, восстает слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело праведников. Достойными участниками будущей вечной славы явятся именно те, которые в настоящей жизни преобразуются духом по образу Преобразившегося на Фаворе; грешникам нет места на Фаворе небесном; а потому святая Церковь и возбуждает «ленивые души нашей помыслы», «иже всегда низу поникшие в землю», возвысится «на высоту Божественнаго восхождения», и внушает нам необходимость измениться «добрым изменением».
Для созерцания славы Божией должно приобрести твердость веры Петровой, непоколебимость надежды Иаковлевой и неизменность любви Иоанновой.
Чтобы быть достойными созерцания Божественной славы, должны заботиться о чистоте сердца, так как «чистии сердцем Бога узрят».
Живя здесь, мы должны приготовиться для неба, — приготовить душу свою к общению с Богом и созерцанию славы Его, а тело к просвещению невечерним светом.
Должны заботиться об усовершенствовании души и тела, чтобы они не тяготели к земле.
Поэтому должны умерить свои излишние заботы о пище, одежде, жилище, а позаботиться о трудолюбии, воздержании, терпении и самоотвержении, чтобы и мы вместе с угодниками могли войти в чертог Отца Небесного.
Не должно хвалиться высокими Божественными откровениями и необычайными дарами (2 Кор. 12, 7), но надобно в этом случае подражать Христу, Который отрекся от всякой славы (Флп. 2, 6-8).
Чтобы увидеть Свет Христов на себе, надо потрудиться. Требуется не просто полистать Евангелие, перекреститься, поставить свечу, дать милостыню, — нет, на этом дело не заканчивается, так легко не бывает. Гора, на которую взошли апостолы, чтобы увидеть Свет Христов — это высота добродетелей, и нам надо стремиться ее достичь. В помощь нам дано Евангелие, чтобы из нас, некрещеных, необузданных, непросвещенных Божественной благодатью, сделать людей благочестивых и праведных. Евангелие — это учебник добра и любви, а не просто книга о Боге для ознакомления. И нужно помнить, что, зная волю Божию и не выполняя ее, мы будем наказаны и примем от Господа еще большее осуждение. Поэтому Бог и требует, чтобы мы не делали скверные дела и не желали ближнему зла. Как Богоматерь откладывала дела Божии в Своем сердце, так и нам надо откладывать в этот сосуд, свою сокровищницу, дела благие, т.е. веру, молитву, благость от познания, милосердие. Тогда и увидим, как Свет Христов осветит нас и окружающих, тогда и совершится чудо.
Не только человек, но и весь мир призван к освящению и преображению. Вся природа вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в надежде человек утверждается церковным благословением плодов урожая.
Святая Церковь установила празднование славного Преображения Господня 6 августа (19 августа н.ст.). День этот почитается одним из великих двунадесятых праздников. В России, в этот день по традиции, после Литургии совершается освящение винограда, яблок и других плодов, того, что созревает к этому времени, поэтому Праздник Преображения Господня в народе зовется «яблочным Спасом». Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование, а часть раздается бедным, заключенным, инвалидам и детям-сиротам.
Настоятель Прихода храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
протоиерей Григорий Цуркан